Posts

Showing posts from August 16, 2020

102 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

  Смешивание цветов и их разнообразие используется в абстрактной композиции, с одной стороны, для цветового выражения мыслей, чувств, настроений и ощущений абстракциониста, которые он стремится передать зрителям, и с другой — для создания в композиции колористической гармонии и общего единства. Однако для создания в композиции в соответствии с чувствами автора не гармонии, а, наоборот, цветового диссонанса и даже хаоса, используются оттенки цветов, которые не очень гармонично и хорошо смешиваются друг с другом.  Использование эмоционального воздействия цвета  Наиболее важным и ценным свойством цвета в абстрактном изобразительном искусстве является способность разных цветов и их оттенков вызывать у людей соответствующие психофизиологические чувства и ощущения. Зритель ощущает эти «цветовые» эмоции, даже не догадываясь о том, почему он их ощущает. Здесь возникает почти полная аналогия цвета с музыкальными звуками, которые создают собственные эмоции у слушателей хорошей музыки.  В художес

101 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

  Теоретически при смешивании в равных пропорциях трех первичных цветов может быть получен черный «нейтрал», имеющий нулевую хроматичность, однако практически при таком смешивании можно получить что-то очень близкое к черному.  При смешивании двух первичных цветов или же первичного цвета со вторичным (например, красного и оранжевого) при любом количественном соотношении смешиваемых цветов хроматичность получившегося третьего цвета теоретически не изменяется. Однако на практике получившийся цвет выглядит чуть менее сочным и живым, чем смешиваемые цвета.  При смешивании первичных цветов со своим дополнительными (например, красного с зеленым), а также при смешивании вторичных цветов друг с другом (например, оранжевого и фиолетового) возникают гармоничные «нейтральные» цветовые тона. Большое многообразие цветов и оттенков: оливково-зеленый, цвет «хаки», каштановый, шоколадный, рыжий (оранжево-коричневый), рыжекрасный, цвет увядших листьев, ржавчины, цвет морской волны (голубой «морской» и

100 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

  Используя в композиции «зачернение» цвета, нужно учитывать, что цвета с высокой насыщенностью увеличивают объемность изображаемых объектов, а зачерненные — уменьшают. Кроме того, «разбелы» и «зачернения» не только снижают насыщенность цвета, но и ослабляют цветовые контрасты.  В своем чистом виде три первичных цвета — красный, желтый и синий, имеют наивысшую хроматичность (насыщенность), высокую яркость, выглядят наиболее живо и сочно, увеличивают объемность изображения, обладают тонизирующим, бодрящим психологическим действием, и поэтому издавна широко используются в народном декоративно-прикладном творчестве: в костюмах, вышивках, в малой скульптуре и игрушках, в орнаментовке посуды и кухонной утвари.  Черный — это полное отсутствие всякого цвета. Белый — это полное смешение всех цветов. Черный и белый — это не цвета, а нейтралы, которых нет на цветовом круге.  Для получения в абстрактной композиции нужного цвета или цветового оттенка используется смешивание цветов. Смешивание позв

099 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Чистые спектральные цвета имеют собственную природную светлоту (яркость). Однако самый светлый из них—желтый, нельзя сделать таким же светлым как белый нейтрал, а самый темный из всех спектральных цветов — фиолетовый, нельзя сделать таким же темным как черный нейтрал. Еще большие различия по светлоте возникают при смешивании цветов. Однако во всех случаях светлота конкретного цвета зависит от количества в этом цвете белого или черного (серого).  При добавлении к чистому спектральному цвету белого (разбеление), серого (приглушение) или черного (зачернение) «нейтралов» хроматичность этого цвета снижается в точной пропорции к количеству добавленного «нейтрала». Но так как в цветовом круге не все цвета имеют максимальную яркость, которую они могли бы достичь, то добавлением небольшого количества белого можно, как правило, значительно увеличить их яркость, незначительно снижая при этом хроматичность.  Если необходимо уменьшить хроматичность (насыщенность) цвета, не изменяя при этом его свет

098 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Эти цвета расположены между рядом лежащими первичными и вторичными цветами, и так же как и эти, образовавшие их цвета, имеют 100%-ю хроматичность. Первичные, вторичные и третичные цвета, составляющие двенадцатицветовой круг, условно принято называть основными.  Иногда два лежащих рядом основных цвета называют аналогичными цветами. Например, аналогичными цветами будут пары цветов: красный и красно-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый, желтый и желтооранжевый и тд. по цветовому кругу.  Два хроматических цвета, которые при смешивании в определенной пропорции дают ахроматический «нейтрал» (серый или белый), называются взаимодополнительными или просто дополнительными цветами. По мере добавления к определенному цвету его дополнительного цвета, первый цвет, теряя хроматичность и яркость, начинает приближаться к серому, постепенно переходя в полунейтральный цвет. Если смешивание продолжать, то оба цвета станут серыми, и ни один из них не будет виден как цвет. 

097 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
Цеетовой круг с двенадцатью цветами (двенадцатицеетовой),    Три цвета: красный, желтый и синий, равноудаленные друг от друга на цветовом круге (лежат в вершинах равностороннего треугольника с горизонтальным основанием), называются первичными (простыми) цветами, потому что их нельзя разложить на какие-либо другие цвета, и они не могут быть получены путем смешивания любых других цветов. В то же время, смешивая и комбинируя эти три уникальных цвета в различных пропорциях, можно получить все остальное бесчисленное множество цветов и оттенков.  Три цвета — зеленый, оранжевый и фиолетовый (лежат в вершинах перевернутого треугольника), называются вторичными цветами, так как они получаются от смешивания в равной пропорции тех первичных цветов между которыми расположены (50% красного и 50% желтого — это оранжевый; 50% желтого и 50% синего — это зеленый; 50% красного и 50% синего — это фиолетовый). Эти три цвета иногда называют промежуточными.  Вторичные цвета имеют наряду с первичными 100%-ю х

096 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Чистоту или хроматичность цвета точно измерить без специальных приборов (колориметров, спектрофотометров) невозможно. Поэтому на практике для характеристики чистоты цвета, как правило, используют визуально воспринимаемую насыщенность цвета, которая определяется как степень отличия данного хроматического цвета от ахроматического цвета такой же светлоты (яркости). Насыщенность визуально показывает степень приближения окраски к предельно возможной для данного цвета. Насыщенность имеет второе название интенсивность, и в зависимости от условий освещенности (много или мало света падает на конкретный цвет) может визуально изменяться при неизменном составе данного цвета. Например, в солнечный день красный цветок как будто ярко горит на солнце. Но стоит туче закрыть лучи солнца, и ярко-красный цветок сразу становится бледнокрасным. Для характеристики насыщенности цвета понятия «яркий» или «тусклый», «светлый» или «темный» употребляться не должны, так как они напрямую относятся к светлоте (ярко

095 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 С точки зрения физиологии цвет — это реакция, своеобразный «отклик» зрительной системы человека на различные длины волн той части электромагнитного спектра, которую человек может видеть.  Ахроматические (бесцветные) цвета: белый, черный и их смесь — серый, отсутствуют в спектре солнечного белого света и не являются цветами в истинном смысле этого слова. В практике изобразительного искусства белые и черные пигменты часто для удобства называют «цветами». Однако ни сами эти пигменты, ни их смеси, дающие все множество оттенков серого, цветами не являются. С точки зрения физики эти пигменты являются «ахроматическими нейтралами» (бесцветными нейтралами), которые характеризуются и отличаются друг от друга только своей светлотой. Эту разницу нужно хорошо понимать при использовании цвета в любых художественных композициях.  Светлота или яркость — характеризует количество света, которое способен отражать тот или иной конкретный цвет или его оттенок. Чем больше падающего на него света отражает (

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

3. Цвет как одно из главных изобразительных средств в абстрактной живописной композиции   Уже в самом начале творческого пути абстракционист должен вырабатывать в себе чувство, что в абстрактной живописи цвет является одним из главных изобразительных средств, а в некоторых видах абстракции — наиважнейшим, а иногда — просто единственным. Поэтому нужно целенаправленно развивать способность без труда и долгого обдумывания интуитивно выбирать, сочетать и смешивать цвета, создавая самые разные цветовые тональности и цветовые сочетания.  Абстракционист должен на подсознательном уровне прочувствовать, что в абстрактной картине живопись в ее классическом понимании целиком и полностью отсутствует. Цвета красок служат не для живописания окружающего мира, а для визуального выражения мыслей, чувств, впечатлений и переживаний абстракциониста, полученных им от наблюдения или даже от столкновения с явлениями окружающего его мира. Единственное, о чем можно с уверенностью говорить, то это о том, что пр

093 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
а — главную обьединяющую роль в композиции выполняют мягкие, спокойные изогнутые линии, которые вызывают чувства, схожие с теми, что  возникают при виде красивого пейзажа  («ЛандщаФт», в. Кандинский 1917)  б — изломанные динамичные изогнутые линии и точки (пятна) в композиции, разделенной на две части, вызывают ощущения драматизма и столкновения («Композиция», Джексон Поллок);  в — гармоничное сочетание округлых и прямых линий вызывает ощущения полета, размаха, стремления ввысь, а в целом — бурного развития научно-технического прогресса («Живописная архитектоника», Любовь Попова, 1918).  Учебные примеры выполнения практического задания №3.  а — плавные и непересекающиеся отрезки изогнутых линий одинаковой толщины создают атмосферу спокойствия и умиротворенности;  б — хаотично разбросанные по картинной плоскости изогнутые линии разного вида и разной толщины, беспорядочные вкрапления точек и пятен создают ощущение постоянной неустроенности жизни, запутанности очень многих жизненных ситуа

092 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
Учебные примеры использования изогнутых линий в абстрактных композициях. (Примеры печатаются в ахроматическом виде.)  а — изогнутые линии служат для создания в композиции главного ощущения — красоты растительного мира, окружающего человека; б — вокруг центра, с расходящимися от него лучами прямых «колючих» линий, раскручивается и прихотливо изгибается лента спирали. Композиция наводит на философские размышления о смысле и превратностях человеческой жизни;  в — картинная плоскость расчленена сложными изогнутыми линиями на несколько участков с разным декором. Ощущения, которые будет вызывать композиция в хроматическом виде, во многом зависят от цвета, которым могут быть окрашены ее участки: от светлых и радостных, до мрачных и драматичных.  Практическое задание №3  1. Приготовить альбом для рисования формата А4, черный карандаш или тушь. 2. Без долгого обдумывания, интуитивно, руководствуясь внутренним чувством композиционного баланса и используя только изогнутые линии (желательно разной

091 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
  Характерные примеры движения (течения) и соединения изогнутых линий в абстрактных композициях.  Примеры использования изогнутых линий в работах известных мастеров. (Работы печатаются в ахроматическом виде.)  а — ажурное переплетение изогнутых и волнистых линий, создает в композиции легкость, воздушность и пространственность, вызывая ощущение неповторимой красоты жизни («Композиция», Софи Тойбер-Арп); б — неприхотливые сочетания изогнутых и зигзагообразных линий, поднимающихся куда-то ввысь, вызывают ощущения таких же неприхотливых звуков, висящих в воздухе («Уличная музыка I», Тео ван Дусбург, 1915);  в — здесь основная композиционная роль изогнутых линий — создание сложных границ, разделяющих три цвета: зеленый, желтый и оранжеый («Зеленое, желтое и оранжевое», Джорджия О Кифф, 1960). 

090 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
б — к первоначальной линии добавляются дополнительные линии, которые должны поддерживать выбранное эмоциональное настроение. Эти линии могут начинаться от края или непосредственно от самой начальной линии. Для достижения общей «мягкости» композиции важно, чтобы все новые линии сохраняли скользящее волнообразное движение начальной линии, напоминающее движение волн прибоя, однако не получали бы при этом однообразную форму. Все дополнительные линии, независимо от того, где они начинались, уходят вдаль, за край формата;  в — с учетом общего характера движения дополнительные линии должны плавно совмещать свои начала и концы с начальной линией или друг с другом, как бы «вытекая» одна из другой. Начинаются линии несколько позади того участка, из которого они в конце концов «вытекают», и несколько миллиметров продолжают совмещаться стой линией, из которой они вышли. Это гарантирует плавное соединение линий (показано овалами);  г — с учетом выбранного вида создаваемых эмоций не допускаются соед

089 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
Все виды линий, особенно изогнутые линии, должны восприниматься абстракционистом прежде всего как воплощение движения. Простые линии в интригующем извилистом движении по картинной плоскости могут создать богатую основу для абстрактной композиции. Основные линии могут быть дополнены и обогащены небольшими «ручейками» различной формы и размеров, «узелками», извилистыми поворотами, создающими и выражающими эмоции. Поэтому абстракционист должен развивать способность быстро и не задумываясь, а в дальнейшем — бессознательно, создавать с помощью линий рисовальную основу будущей композиции.  Линейное движение в абстрактной композиции может состоять из сотни линий. Эмоциональным «двигателем» является постоянно создающееся движение, которое продолжает меняться от своего начала до своего конца. Движение линий позволяет создавать неожиданные композиции, которые вырастают от линии к линии, от пространства к пространству, давая абстракционисту простор для свободного выражения своего «Я». Линии начин

088 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 Практическое задание №2 Практическое задание №2  1. Приготовить альбом для рисования формата А4, черный карандаш или тушь. О линейке и угольнике даже не думать.  2. Без долгого обдумывания, интуитивно, руководствуясь внутренним чувством композиционного баланса и используя только прямые линии любого направления и разной толщины, создавать на формате композиции, обладающие гармонией и общим единством:  а) композицию, передающую ощущение спада, провала, трагедии, б) композицию, передающую чувства легкости и приподнятости, в) спонтанный набросок типа «морской еж», «взрывающаяся звезда», г) свободную композицию из 6—10 прямых линий, имеющую гармонию и общее единство.  Общее указание. Практическое задание № 2 выполнять несколько раз в разных вариантах.  Работы Любови Поповой «Пространственносиловое построение» (1918), (печатается в ахроматическом виде) и Франца Кляйна «Белые формы» (1955) могут послужить при выполнении практического задания № 2 «искрой», разжигающей творческое воображение. 

087 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 г) единую композицию с небольшим преобладанием горизонтальных линий вверху формата, стараясь передать чувство общей легкости и стремления ввысь.  Указание к пункту «в». Количество горизонтальных линий внизу формата должно быть минимально необходимым для создания ощущения приземленности.  Указание к пункту «г». Количество горизонтальных линий вверху формата должно быть минимально необходимым для создания ощущения легкости.  Общее указание. Практическое задание № 1 выполнить несколько раз в разных вариантах.  Эти две работы знаменитого нидерландского художника и архитектора Тео ван Дусбурга могут при выполнении практического задания № 1 послужить «искрой», разжигающей творческое воображение.  а — «Композиция» (фрагмент) (Тео ван Дусбург, 1918);  б — «Композиция XII в черном и белом» (фрагмент) (Тео ван Дусбург, 1918).  Учебные примеры выполнения практического задания № 1. 

086 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 Для создания абстрактной композиции или же ее значительной части могут быть использованы только одни изогнутые или же одни прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные, угловатые, широкие, узкие, с переменной толщиной, имеющие разный цвет. Месторасположение линий на картинной плоскости, их вид и способ нанесения зависят от соответствующего внутреннего чувства абстракциониста. Направление, толщина и цвет линий должны передавать творческий замысел и, как можно ярче, выражать определенные идеи, мысли и эмоции.  Примеры использования прямых наклонных и угловатых линий в работах известных мастеров (работы печатаются в ахроматическом виде).  а — тонкие разнонаправленные наклонные линии создают ажурную и благодаря эффекту оверлэппинга как бы пространственную конструкцию. Легкость и пространственность всей конструкции оттеняют и подчеркивают пять маленьких темных кругов («Композиция», Кристина Там);  б — широкие черные угловатые и изломанные прямые и наклонные линии, хаотично пересе

085 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 Линии могут придавать абстрактной композиции не только общую эмоциональную окраску, но и создавать визуальное движение, а также иметь свою собственную художественную выразительность в зависимости от характера их нанесения: твердая, мягкая, четкая, рыхлая (расплывчатая), шероховатая, плавная, изломанная, замкнутая, разомкнутая и т.д.  Способы (показаны схематично) создания и возникновения в абстрактной композиции визуального движения, контрдвижения (противодвижения) и баланса с помощью линий.  а — две наклонные линии создают два направления движения. Линия, направленная из нижнего левого угла в верхний правый, создает восходящее движение, а линия, направленная из верхнего левого угла к нижнему правому, создает нисходящее движение. Такое восприятие визуального движения связано с тем, что левое полушарие головного мозга в логическом отношении доминирует над правым, и наш глаз, если его не привлекает что-либо более интересное, стремится сначала считывать левую часть изображения, а затем —

084 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 Изогнутые и волнистые линии в абстрактной композиции наиболее естественны и намного более динамичны, чем горизонтальные и вертикальные прямые. Они «смягчают» изображение, вносят в него легкость и грациозность. Плавно изогнутые линии, идущие вверх, передают и отображают позитивную экспрессию: спокойствие, красоту, грацию, нежность. Но они могут создавать также и контраст. Однако равномерное расположение в абстрактной композиции изогнутых линий может создавать излишнюю упорядоченность и даже статичность.  В комбинациях прямых и изогнутых линий соединяется некоторая статичность одних с динамичностью других, и возникают различные оттенки эмоционального воздействия.  Примеры использования изогнутых и волнистых линий в работах известных мастеров. (Работы печатаются в ахроматическом виде.)  а — композиция на основе черных жестких линий, расположенных в связках «крест—накрест» на бледном фоне, передает силу и созидательную энергию («Т 1956/57», 1956-1957, Ханс Хартунг);  б — живописная композ

083 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 Прямые диагональные и наклонные линии не имеют себе равных по степени визуальной интенсивности, предполагающей динамичное движение, мощь и при необходимости — глубину пространства. Взгляд очень чувствительно и с большим интересом реагирует на любое движение по диагонали. Когда две или несколько диагональных или наклонных линий встречаются, создавая острие «стрелы», они гарантированно направляют взгляд зрителя в нужном направлении. Диагональные и наклонные линии эмоционально активны и эстетически динамичны. С их помощью легко создаются и возникают художественные контрасты.  Примеры использования прямых линий в работах известных мастеров. (Работы печатаются в ахроматическом виде.)  а — живописная композиция на основе прямых линий с распределенными между ними акцентами вызывает ощущение множественного и разнообразного визуального движения («Бродвей, буги-вуги», 1942-1943, Пит Мондриан);  б — живописная композиция с ломаными под прямым углом линиями создает ощущения жизненного тупика и бе

082 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 Прямые горизонтальные линии создают чувство статичности, стабильности, упорядоченности, покоя, умиротворения.  Прямые вертикальные линии вызывают ощущения силы, мощи, величия, достоинства и стабильности. Однако вместе с некоторым потенциалом для передачи композиционной динамики и движения они обладают очевидным запасом статичности и декоративности, хотя и меньшим, чем горизонтальные линии.  По сравнению с линиями другой направленности и другой формы горизонтальные и вертикальные линии эмоционально более пассивны, эстетически декоративны и пространственно статичны Однако нужно помнить, что линия любой формы, любой направленности и любого вида по своей изобразительной природе несет в себе огромный запас скрытой энергии и никогда не бывает полностью статичной.  Изменяя толщину линий и расстояния между ними, можно создавать в абстрактной композиции ощущение визуального движения и динамичность.  а — линии одинаковой толщины, но с произвольными расстояниями между ними, создают небольшое виз

081 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 В своем движении по картинной плоскости глаз зрителя подсознательно требует какой-либо линии, чтобы ему было за что «зацепиться». И глаз ищет эту линию, если даже она очень тонкая, нечеткая или воображаемая. Поэтому линией в этом смысле может считаться даже достаточно «мягкое» изменение цвета между двумя областями (участками) композиции.  В абстрактных композициях для достижения самых различных целей используются все виды линий со всеми своими характеристиками: — для создания живописных, графических и скульптурных композиций как единственное или же наиболее важное изобразительное средство, — для обрисовки контуров, а также выявления фактуры или текстуры плоских или же пространственных форм, — для выделения границ и краев плоских или же пространственных областей, участков и частей композиции, — для создания в композиции визуального ритма, движения и баланса, — для направления и непроизвольного движения взгляда зрителя по композиции в нужном направлении или к нужному месту (например, к

080 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 2. Линия  Линия — одно из самых старых и фундаментальных изобразительных средств. Первые линии, обнаруженные на стенах древних пещер и на костяных орудиях труда, имеют возраст свыше 20 тысяч лет.  Линия — это отметка, полученная с помощью непрерывного движения точки по поверхности плоскости или в пространстве в определенном направлении.  Линия может возникать и самопроизвольно, как общая часть двух смежных плоских форм на плоскости или объемных форм в пространстве. Линию могут также образовывать границы между смежными областями частями композиции, имеющими разный цвет или разную фактуру.  Линии имеют разную длину, толщину (ширину), форму, цвет, направление и месторасположение на плоскости или в пространстве, но не имеют глубины. (Иногда считают, что линия не имеет ширины, но это не так. Чтобы линия была видна, она должна иметь хоть какую-то ширину).  Длина линий характеризуется определениями: длинная, короткая, непрерывная, прерывистая (например, из отдельных штрихов).  Толщина (ширин

079 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
Фактура поверхности абстрактного произведения (картинной плоскости или скульптуры) может быть самой различной. Например, мазки могут быть легкими, грубыми, широкими, гладкими, рельефными, размашистыми и т.д. Их вид и форма выражают внутреннее состояние, настроение и чувства художника, и этим участвуют в создании общего чувственного образа. Например, энергичные мазки, яркие цвета, грубые формы и внешне грубая композиция отображают мощную физическую энергию, жизненность, жизнеутверждение, жизнеспособность.  В абстрактных композициях используются все без исключения изобразительные (выразительные) средства: точка, линия, цвет и цветовая тональности, форма, размер, пропорции, объемная форма и пластика (в скульптуре), фактура и текстура, формат и площади композиции. Главными изобразительными средствами в живописной абстрактной композиции считаются: цвет, форма и линия, потому что этой триады вполне достаточно для создания художественно полноценного произведения. Для скульптурной абстрактной

078 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ (ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ) СРЕДСТВ И ИХ СВОЙСТВ В АБСТРАКТНОЙ КОМПОЗИЦИИ    Изобразительные средства — это те элементарные «строительные материалы», из которых и с помощью которых возникают самые разные произведения абстрактного изобразительного искусства. Для создания чувственного образа эти изобразительные элементы являются главными. Например, темные, «тяжелые» формы могут вызывать чувства и представления о монументализме, торжественности, мрачности или даже о чем-то мистическом. Легкие, «воздушные» формы — о свободе, веселье, радости. Хорошо сбалансированные формы — о покое и умиротворенности. Картина или скульптура с угловатыми, «рваными» формами в темно-красных тонах вызывает совершенно другие эмоции, чем картина с округленными, «мягкими» формами в желтых и белых тонах.  Цвет объекта композиции и цветовые пятна передают те чувства, которые вызывает абстрактно изображаемый объект или явление, и этим создают их чувственный образ и позволяют их «прочувствовать

077 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

3. О творческой свободе использования закономерностей и принципов визуального восприятия при создании абстрактных композиций   В процессе создания абстрактной композиции закономерности и принципы визуального восприятия могут проявлять себя в зависимости от чувств, настроений и намерений абстракциониста двумя противоположными способами: во-первых, чтобы их подсознательно (или, возможно, осознанно) соблюдали, и во-вторых, чтобы их в большей или меньшей степени нарушали. Абстрактное искусство, как и музыкальное — тоже по сути своей, абстрактное, имеет все уровни независимости и, создавая свою композицию, абстракционист вправе нарушать любые принципы или же создавать новые, если этого требует художественная форма, наиболее подходящая и близкая ему для передачи своих внутренних чувств. Например, действуя вопреки группирующим закономерностям (подобия, соседства, выравнивания) и принципам (баланса, гармонии, общего единства), можно разобщать группы объектов композиции, придавать отдельным объ

076 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
г— «Композиция» (Альберто Маньелли, 1958). Общее единство и разнообразие на картинной плоскости создано взаимной балансировкой сложных абстрактных форм, а также использованием их взаимного соседства по типу «оверлэппинг»;  д— «Готовая одежда» (Стюарт Дэвис, 1955). Общее единство и композиционное разнообразие создает сбалансированность самых различных абстрактных форм и использование соседства типа «оверлэппинг»;  е — «Композиция» (Софи Тойбер-Арп). Общее композиционное единство и разнообразие создают: общий цвет фона, взаимное месторасположение и уравновешивание различных геометрических форм и линий, а также соседство типа «близкие края».    Учебные примеры общего композиционного единства и разнообразия. (Работы печатаются в ахроматическом виде.) а — общее композиционное единство и разнообразие возникает в результате эффекта соседства по типу «оверлэппинг» и сбалансированной комбинации сложных и разнообразных геометрических форм; б — общее единство и разнообразие коллажа создают хорошо

075 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
а — закономерность соседства (близости) по типу: «близкие края», «касание», «оверлэппинг», создают общее единство различных форм;  б — общие цвет и фактура, закономерность соседства по типу «оверлэппинг», создают общее единство различных форм;  в — общий цвет фона создает на картинной плоскости общее единство для различных форм разного цвета и разной фактуры.    Примры общего единтва в сочтании с композиционным разнообразием в работах известных мастеров. (Работы печатаются в ахроматическом виде.)  а — «Композиция VIII» (В. Кандинский, 1923). Общий цвет фона, взаимное месторасположение и уравновешивание различных сложных абстрактных форм, а также соседства типа «близкие края» и «оверлэппинг» создают на картинной плоскости общее единство и разнообразие;  б — «Композиция» (Франсис Пикабиа, 1947). Общее единство и композиционное разнообразие создает взаимное близкое месторасположение («близкие края») хорошо сбалансированных разнообразных абстрактных форм и линий;  в — «Композиция» (Тео ван

074 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 Чтобы найти «золотую середину», своеобразное равновесие между общим единством и разнообразием, абстракционист должен находиться в состоянии творческого поиска. Этот поиск не относится к виду и силе выражаемых художником чувств, но он относится к ясной форме их выражения. Слишком много общего единства — и абстрактная композиция может выглядеть однообразной, слишком много разнообразия — и композиция может выглядеть бессвязно и хаотично.  а — изменение размеров, закономерности выравнивания и соседства по типу «близкие края» создают на картинной плоскости разнообразие одинаковых форм (квадратов) без потери общего композиционного единства;  б— изменение размеров, цвета, а также эффект оверлэппинга создают разнообразие одинаковых форм без потери общего единства;  в — изменение размеров, цвета, фактуры, соседства типа «оверлэппинг» и «близкие края», а также закономерность выравнивания создают разнообразие подобных форм без потери общего единства.  Принцип общего единства указывает абстракцио

073 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
 С точки зрения психологии общее единство абстрактной композиции проявляется в виде эстетически положительных и целостных (не разрозненных!) визуальных «отзвуков» (ощущений-сигналов), которые получает зритель от общих взаимоотношений объектов на картинной плоскости. Явные и значительные нарушения общего единства вызывают ощущения незаконченности, дисгармонии, беспорядка в композиции, а иногда и хаоса.  В то же время абстрактная композиция, в которой есть гармония и общее единство, но нет художественного разнообразия — контрастов, акцентов, доминанты, ритмов, композиционного движения с изменением направлений, а также нет интересных колористических соотношений, будет, как правило, восприниматься зрителем без интереса. Разнообразие в его тесной связи с общим единством можно условно считать еще одним из принципов, обеспечивающих абстрактной композиции высокую художественность. В общем, разнообразием можно считать все, что нарушает монотонность изображения и непроизвольно привлекает к нему

072 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
Учебные примеры достаточной композиционной гармонии. (Примеры печатаются в ахроматическом виде.)  а — композиционная гармония возникает в результате взаимного месторасположения геометрических форм и их общего визуального баланса;  б — общую гармонию и композиционное разнообразие создает взаимное близкое месторасположение («близкие края») хорошо сбалансированных разнообразных абстрактных форм;  в — композиционная гармония возникает в результате близкого расположения (оверлэппинг) и сбалансированной комбинации геометрических и абстрактных форм.    Принцип общего единства  Принцип общего единства приобретает исключительную важность на заключительном этапе создания абстрактной композиции, так как является собирательным и обобщающим принципом теории визуального восприятия. Главным признаком общего единства в абстрактной композиции является факт, что при разглядывании готовой композиции ни у самого создателя, ни у зрителей не возникает подсознательное желание что-то добавить или что-то убрат