068 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Светотеневой баланс является важной составной частью общего композиционного баланса. На практике этот баланс чаще всего достигается с помощью использования принципа светотеневой трехкомпонентности. Согласно этому принципу для достижения наилучшего визуального восприятия будущей композиции необходимо, чтобы все многообразие используемых в ней светотеневых тонов (светотеней) можно было условно разделить на три крупные группы — темные, средние и светлые. Этот принцип основан на визуальных законах отбора и подобия, согласно которым объекты с подобными (близкими) тонами светотени объединяются в удобные для восприятия визуальные группы, и наоборот — при неограниченном количестве разных, но ничем не связанных между собой светотеневых тонов, как правило, теряются гармония и общее единство композиции. Учитывается также принцип контраста, согласно которому должны возникать и контрасты светотени.
Важно сразу понять, что принцип светотеневой трехкомпонентности не является ограничивающим принципом. Создавая ахроматическую композицию, можно использовать любое количество светотеневых тонов, что будет только усиливать ее художественность. Однако все это светотеневое разнообразие и богатство должно с достаточной очевидностью визуально распределяться, группироваться и укладываться в три условные группы: темные тона, средние и светлые. Рекомендуемые соотношения площадей картинной плоскости для этих трех групп, приблизительно, таковы: темные тона — 25%, средние — 60% и светлые — 15%. Однако для достижения определенного эмоционального или художественного эффекта вполне возможно сознательное несоблюдение этих соотношений.
Для удобства визуального контроля светотеневых тонов и объединения их в группы используют ахроматическую («серую») шкалу светотеневой градации, которая представляет собой шкалу плавных переходов от белого к черному и, наоборот, — от черного к белому, со всеми оттенками серого между ними.
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment