066 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Таким образом, ясно, что не существует каких-либо особых правил или ограничений для создания и возникновения визуального баланса в абстрактной композиции. Как раз в отсутствии таких правил и заключается привлекательность абстрактного творчества. Удачно возникший композиционный баланс не позволяет композиции быть статичной и поверхностной. Он создает у зрителя ощущение визуального напряжения, активности, движения, и этим вызывает повышенный интерес. Явно недостаточный, визуально «невнятный » баланс этот интерес снижает. Полное отсутствие баланса (так называемый, дисбаланс) вызывает у зрителя чувство незавершенности и недосказанности. Однако в ряде случаев дисбаланс может создавать в композиции ощущения визуального поиска, напряжения, драматизма или даже прямого столкновения. Однако при чрезмерном дисбалансе — на грани хаоса, у зрителя может возникнуть чувство визуального дискомфорта и даже полного неприятия композиции. Поэтому абстракционист должен уметь чувствовать как баланс, так и дисбаланс во всех их проявлениях. Если по всей абстрактной композиции внимание художника, а затем и зрителя распределяется более или менее равномерно, то скорее всего баланс в этом случае есть. Если же взгляд постоянно возвращается к какомуто участку, который не является ни доминантой, ни композиционным центром, то очень возможно, что баланса в композиции нет.
Одним из практических (технических) способов достижения баланса в абстрактной композиции является эффект конфетти. Разноцветное конфетти, произвольно брошенное на чистый формат, создает ощущение баланса или дисбаланса. Эффект конфетти наглядно показывает главный смысл принципа баланса в композиции: более или менее визуально интересные объекты композиции должны распределяться по всей картинной плоскости более или менее равномерно. Однако, чтобы композиция не получилась монотонной и скучной, в ней должно обязательно появиться также и разнообразие. Излишняя визуальная равномерность при недостаточном разнообразии может сделать композицию невыразительной и недостаточно ясно передающей чувства ее создателя.
Цвет может значительно изменять визуальный вес объектов композиции. Например, маленькая форма яркого цвета может иметь такой же или даже больший визуальный вес, чем большая форма неяркого, тусклого цвета. Нужно также учитывать и тот визуальный факт, что при возникновении контрастов темное помогает светлому выглядеть еще более светлым, тусклое помогает яркому выглядеть еще ярче, а гладкие поверхности заставляют шероховатости выглядеть более шероховатыми.
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment