056 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Принцип визуального ритма 

Ритм (от греч. ρυθμός — «течение ») это то, с чем человек рождается, живет и ежечасно сталкивается в повседневной жизни. Биение сердца (пульс), дыхание, сон и бодрствование, промежутки между приемами пищи — все без исключения физиологические процессы в теле человека протекают ритмично. С точки зрения физики ритм — это естественный признак всеобщего движения живой и неживой материи во Вселенной. И поэтому органы чувств человека —в первую очередь слуховая и зрительная системы подсознательно и автоматически реагируют на присутствие или же, наоборот, на отсутствие ритма в явлениях окружающего мира. 

«Словарь русского языка» (изд. АН СССР, 1981) так определяет понятие ритма: «Ритм — чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, визуальных и т.п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой». Самыми наглядными примерами визуальных ритмов в их наиболее чистом виде могут служить древнеегипетские и древнегреческие орнаменты (от лат. ornamentum — «украшение»). 

Отсутствие ритма в тех явлениях, в которых ритм привычно ожидается, вызывает отрицательные эмоции. Например, когда танцоры на сцене сбиваются с ритма танца, то первым естественным чувством зрителей будет желание отвернуться. И точно так, как ухо слушателя подсознательно воспринимает ритм музыки, глаз зрителя подсознательно воспринимает визуальный ритм в абстрактной композиции. Каким же образом понятие ритма, которое связано с движением во времени, применяется к произведениям изобразительного искусства, которые во времени не движутся? В изобразительном искусстве объекты композиции действительно не движутся во времени, но воспринимая эти объекты визуально, по ним движется взгляд зрителя. Таким образом, ритм в произведениях изобразительного искусства возникает в результате визуального ощущения движения. Можно дать достаточно точное определение понятию — «ритм в изобразительной композиции». «Ритмичность — это последовательная и размеренная повторяемость одного или нескольких объектов композиции или их частей, или же — каких-либо свойств этих объектов (форма, размеры, цвет, оттенок, фактура и т.д.), в результате которой при визуальном восприятии этих объектов возникает ощущение ритмичного движения». 

Возникновение ритмичности на картинной плоскости абстрактной композиции происходит по разным причинам. 

Размеренное повторение в композиции одного цвета (в более сложных вариантах — различных оттенков одного цвета) — это один из распространенных видов визуальной ритмичности. Однако повторы в композиции могут создаваться не только для возникновения определенного ритма. Например, цвет, который повторяется в разных местах композиции, может увеличивать ее экспрессивность. 

II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte