056 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Принцип визуального ритма 

Ритм (от греч. ρυθμός — «течение ») это то, с чем человек рождается, живет и ежечасно сталкивается в повседневной жизни. Биение сердца (пульс), дыхание, сон и бодрствование, промежутки между приемами пищи — все без исключения физиологические процессы в теле человека протекают ритмично. С точки зрения физики ритм — это естественный признак всеобщего движения живой и неживой материи во Вселенной. И поэтому органы чувств человека —в первую очередь слуховая и зрительная системы подсознательно и автоматически реагируют на присутствие или же, наоборот, на отсутствие ритма в явлениях окружающего мира. 

«Словарь русского языка» (изд. АН СССР, 1981) так определяет понятие ритма: «Ритм — чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, визуальных и т.п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой». Самыми наглядными примерами визуальных ритмов в их наиболее чистом виде могут служить древнеегипетские и древнегреческие орнаменты (от лат. ornamentum — «украшение»). 

Отсутствие ритма в тех явлениях, в которых ритм привычно ожидается, вызывает отрицательные эмоции. Например, когда танцоры на сцене сбиваются с ритма танца, то первым естественным чувством зрителей будет желание отвернуться. И точно так, как ухо слушателя подсознательно воспринимает ритм музыки, глаз зрителя подсознательно воспринимает визуальный ритм в абстрактной композиции. Каким же образом понятие ритма, которое связано с движением во времени, применяется к произведениям изобразительного искусства, которые во времени не движутся? В изобразительном искусстве объекты композиции действительно не движутся во времени, но воспринимая эти объекты визуально, по ним движется взгляд зрителя. Таким образом, ритм в произведениях изобразительного искусства возникает в результате визуального ощущения движения. Можно дать достаточно точное определение понятию — «ритм в изобразительной композиции». «Ритмичность — это последовательная и размеренная повторяемость одного или нескольких объектов композиции или их частей, или же — каких-либо свойств этих объектов (форма, размеры, цвет, оттенок, фактура и т.д.), в результате которой при визуальном восприятии этих объектов возникает ощущение ритмичного движения». 

Возникновение ритмичности на картинной плоскости абстрактной композиции происходит по разным причинам. 

Размеренное повторение в композиции одного цвета (в более сложных вариантах — различных оттенков одного цвета) — это один из распространенных видов визуальной ритмичности. Однако повторы в композиции могут создаваться не только для возникновения определенного ритма. Например, цвет, который повторяется в разных местах композиции, может увеличивать ее экспрессивность. 

II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства

Comments

Popular posts from this blog

gulp - world's largest stop motion animation

Emil Nolde - Schauspielerin (recto) -- Piazza S. Domenico II, Taormina (verso), 1919-05