099 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Чистые спектральные цвета имеют собственную природную светлоту (яркость). Однако самый светлый из них—желтый, нельзя сделать таким же светлым как белый нейтрал, а самый темный из всех спектральных цветов — фиолетовый, нельзя сделать таким же темным как черный нейтрал. Еще большие различия по светлоте возникают при смешивании цветов. Однако во всех случаях светлота конкретного цвета зависит от количества в этом цвете белого или черного (серого). 

При добавлении к чистому спектральному цвету белого (разбеление), серого (приглушение) или черного (зачернение) «нейтралов» хроматичность этого цвета снижается в точной пропорции к количеству добавленного «нейтрала». Но так как в цветовом круге не все цвета имеют максимальную яркость, которую они могли бы достичь, то добавлением небольшого количества белого можно, как правило, значительно увеличить их яркость, незначительно снижая при этом хроматичность. 

Если необходимо уменьшить хроматичность (насыщенность) цвета, не изменяя при этом его светлоты (яркости), то используют так называемое «приглушение» цвета, которое заключается в добавлении к нужному цвету серого «нейтрала», имеющего такую же светлоту, какую имеет сам цвет. 

Способность хроматических цветов плавно изменять свою светлоту (яркость) и чистоту (хроматичность) открывает для создания абстрактной композиции широчайшие колористические возможности. Плавно изменяя эти две главные характеристики любого спектрального цвета, например, красного, постепенным добавлением к нему «нейтралов»: белого («разбеление» цвета) или же черного («зачернение» цвета), можно получить цветовой ряд, состоящий из огромного количества тонов красного цвета — от самого темного до самого светлого. Полученный таким способом для красного цвета цветовой ряд называется «семейством красных тонов». (Иногда для «зачернения» цвета используют его дополнительный цвет из цветового круга. Однако полученный в результате цветовой ряд или «семейство тонов» не будет для первоначально взятого цвета хроматически чистым.) (илл. 18 и 19 диска).  

«Семейство тонов» может быть получено для любого хроматического цвета и фактически является шкалой плавных переходов от наиболее светлого состояния этого цвета к наиболее темному. В «семействе тонов» тональности цвета при переходе от одной к другой плавно изменяют свою яркость, хроматичность и (или) насыщенность. Такие «семейства тонов» намного облегчают использование в композиции цветовых тональностей (цветотональностей). Цветовые ряды («семейства тонов») довольно широко используются в абстрактных композициях самостоятельно для передачи эмоциональных состояний, эффектов освещения, сияния, для создания иллюзий деформации различных отображаемых объектов и явлений. 


III. Использование изобразительных (выразительных) средств и их свойств в абстрактной композиции

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte