085 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Линии могут придавать абстрактной композиции не только общую эмоциональную окраску, но и создавать визуальное движение, а также иметь свою собственную художественную выразительность в зависимости от характера их нанесения: твердая, мягкая, четкая, рыхлая (расплывчатая), шероховатая, плавная, изломанная, замкнутая, разомкнутая и т.д. 


Способы (показаны схематично) создания и возникновения в абстрактной композиции визуального движения, контрдвижения (противодвижения) и баланса с помощью линий. 
а — две наклонные линии создают два направления движения. Линия, направленная из нижнего левого угла в верхний правый, создает восходящее движение, а линия, направленная из верхнего левого угла к нижнему правому, создает нисходящее движение. Такое восприятие визуального движения связано с тем, что левое полушарие головного мозга в логическом отношении доминирует над правым, и наш глаз, если его не привлекает что-либо более интересное, стремится сначала считывать левую часть изображения, а затем — правую; 
б — линия, создающая нисходящее движение, пересечена наклонной линией с противоположным направлением. Эта вторая линия создает визуальное контрдвижение (противодвижение). Она «останавливает» и нейтрализует движение нисходящей линии, и этим может балансировать определенный участок композиции; 
в — изогнутая линия, которая должна создавать на картинной плоскости визуальное движение, пересекается с маленькими темными формами. Эти формы в разных местах «останавливают» движение, и этим могут балансировать определенные участки композиции; 
г — одна наклонная линия должна создавать нисходящее движение от верхнего левого угла к нижнему правому. Однако короткая линия, направленная ей навстречу, создает контрдвижение, «останавливает» и нейтрализует движение первой линии, и этим может балансировать определенный участок композиции; 
д — одна короткая наклонная линия направлена от нижнего левого угла к верхнему правому, что должно было бы создавать восходящее движение. Однако справа от этой короткой линии расположена группа подобных наклонных линий, имеющих, казалось бы, такое же направление. Но, несмотря на совпадение направлений, все наклонные линии вместе (одна отдельная линия и группа линий) создают общее нисходящее движение от верхнего левого угла к нижнему правому, потому что это направление создает правая группа линий как единое целое; 
е — группа наклонных линий, по-разному ориентированных, создает и формирует сложное «изогнутое» движение через картинную плоскость. 

 

III. Использование изобразительных (выразительных) средств и их свойств в абстрактной композиции 

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte