053 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Указания. 

1. Размещать доминанту или композиционный центр непосредственно в визуальном центре формата можно только тогда, когда для этого есть особые причины. Дело в том, что доминанта станет тогда настолько визуально привлекательной, что может помешать взгляду зрителя передвигаться дальше, и композиция потеряет часть своей «ударной» силы. 

2. Размещение доминанты или композиционного центра строго в геометрическом центре формата композиции будет, как правило, всегда наименее удачным. 

Существуют методы, помогающие выработать внутреннее чувство подсознательного (спонтанного) выбора месторасположения доминанты композиции и композиционного центра. В процессе творчества месторасположение доминанты и композиционного центра в абстрактной композиции происходит в основном спонтанно, подсознательно под влиянием отображаемых в композиции субъективных чувств автора. Однако наряду с этим на выбор месторасположения на картинной плоскости доминанты и композиционного центра существенно влияют объективные психофизиологические законы визуального восприятия мозгом художника и зрителя произведений изобразительного искусства. На этой объективной основе в художественной практике ложился ряд соответствующих формальных (технических) правил. Подавляющее большинство из них в той или иной степени основано на так называемом законе «золотого сечения», который был хорошо известен и плодотворно использовался великими мастерами изобразительного искусства уже в раннем Средневековье. Самыми главными и наиболее известными из этих правил являются: правило «золотой пропорции», правило третей (деления на трети), правило двух прямоугольников, правило пяти долей, правило «золотого прямоугольника», которое иногда называют правилом «золотого формата». Все эти правила основаны на одной из психофизиологических закономерностей визуального восприятия, в соответствии с которой при прочих равных условиях объекты композиции, смещенные от ее центра и центральных осей на определенное расстояние, вызывают у зрителя больший визуальный интерес. Поэтому главная цель всех этих формальных правил состоит в разделении на картинной плоскости геометрического центра формата и композиционного центра. 

Однако при творческом подходе к созданию абстрактных композиций нужно понимать, что эти формальные технические правила не являются ни строгими правилами, ни тем более — догмами. Это доказывают многие интересные и высокохудожественные композиции. И все же эти формальные правила вполне можно считать проверенным и полезным практическим руководством. 

Правило «золотого прямоугольника» («золотого формата»). В соответствии с этим правилом для размещения будущей композиции выбирается прямоугольный формат с отношением короткой стороны к длинной в пропорции 1: 1.618, что равно пропорции «золотого сечения». 

II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства 

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte