135 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Выбирая размеры той или иной формы в композиции, абстракционист должен интуитивно чувствовать и учитывать размеры других, окружающих форм, особенно если они находятся с выбираемой формой в отношениях соседства. При таком расположении истинные размеры форм иногда могут визуально искажаться. С целью достижения гармонии и общего единства в абстрактных композициях в качестве основы довольно часто и успешно используется комбинация трех-четырех больших форм с обязательным соблюдением принципа доминанты. (Примечание. Совместное расположение геометрических и абстрактных форм с использованием закона соседства, и особенно — по типу оверлэппинг, часто бывает неудачным). Уже в самом начале творческого пути абстракционист должен развивать способность без труда и долгого обдумывания интуитивно комбинировать формы, цвета и линии, «Композиция — это искусство аранжировки различных изобразительных элементов рукой художника, чтобы выразить его чувства» (Анри Матисс). Эта способность должна последов