Posts

Showing posts from August 30, 2020

135 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

   Выбирая размеры той или иной формы в композиции, абстракционист должен интуитивно чувствовать и учитывать размеры других, окружающих форм, особенно если они находятся с выбираемой формой в отношениях соседства. При таком расположении истинные размеры форм иногда могут визуально искажаться.  С целью достижения гармонии и общего единства в абстрактных композициях в качестве основы довольно часто и успешно используется комбинация трех-четырех больших форм с обязательным соблюдением принципа доминанты.  (Примечание. Совместное расположение геометрических и абстрактных форм с использованием закона соседства, и особенно — по типу оверлэппинг, часто бывает неудачным).  Уже в самом начале творческого пути абстракционист должен развивать способность без труда и долгого обдумывания интуитивно комбинировать формы, цвета и линии, «Композиция — это искусство аранжировки различных изобразительных элементов рукой художника, чтобы выразить его чувства» (Анри Матисс). Эта способность должна последов

134 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Треугольник может быть устойчив и достаточно статичен только при горизонтальном основании.  Абстрактные формы с различной степенью округленности способны передавать экспрессию, яркие эмоции, драматическое содержание, а также создавать на плоскости глубину пространства. Округленность — это самое характерное качество, которое обеспечивает абстрактным формам не только выразительность, но и открывает путь к их огромному разнообразию.  Абстрактные формы, очертания которых состоят в основном из прямых линий, менее эмоциональны, чем округленные.  Темные, «тяжелые» формы могут вызывать чувства и представления о монументальности, торжественности, мрачности или даже о чемто мистическом. Легкие, «воздушные» формы — о свободе, веселье, радости. Хорошо сбалансированные формы — о покое и умиротворенности. Угловатые, «рваные» формы в темно-красных тонах вызывает совершенно другие эмоции, чем округленные, «мягкие» в желтых и голубых тонах.  Если простые очертания абстрактных или геометрических форм ус

133 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
Примеры неудачного и удачного пропорционального деления объектов.       а — деление объектов на явно равные части создает монотонность;       б — деление объектов на явно неравные части нарушает принцип гармонии;       в — удачное простое деление объектов с соблюдением гармоничной пропорциональности;       г — удачное сложное деление объектов с соблюдением гармоничной пропорциональности.  Эмоциональные свойства форм различных видов при создании подсознательных чувственных образов  В зависимости от своего эмоционального воздействия формы делятся на две большие группы: статичные, вызывающие чувства покоя и стабильности, и динамичные, вызывающие ощущения нестабильности, напряжения и движения.  Геометрические формы по сравнению с абстрактными формами любого вида эмоционально пассивны, пространственно статичны и легко создают ощущение покоя и стабильности. Они, как правило, предполагают минимальный контраст, недостаток драматизма и наибольшую декоративность. Чем проще геометрическая форма,

132 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
   Цвет в зависимости от своих собственных эмоционально-выразительных качеств способен придавать форме самые разнообразные выразительные и эмоциональные окраски.  Пропорциональность (соотношение) между размерами разных форм — это тоже вторичное изобразительное средство, благодаря которому возникают взаимные величинные соотношения между размерами форм, а также — между размерами всех остальных элементов композиции.  Пропорциональность в композиции, обычно не замечается до тех пор, пока в отношении тех или иных объектов или частей композиции не возникает чувство отсутствия баланса и гармонии.  Пропорционально выбранные размеры прямоугольных форм, при членении (делении) картинной плоскости на участки создают гармонию и общее единство.  Примеры пропорциональных соотношений в работах известных мастеров. (Работы печатаются в ахроматическом виде.)       а — в композиции создана художественная пропорциональность при пленении формата картинной плоскости на участки, а также — между тремя основным

131 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
   Правильные геометрические формы всегда симметричны относительно собственных центральных осей. Самая симметричная форма — круг (шар), так как имеет все возможные виды симметрии: вертикальную, горизонтальную, диагональную и радиальную.  Комбинируя правильные геометрические формы, можно получать множество сложных геометрических форм: правильных и неправильных.  Сложные правильные геометрические формы  Неправильные геометрические формы всегда асимметричны,  Неправильные геометрические формы  Абстрактными считаются любые воображаемые формы, не относящиеся креалистическим, геометрическим или органическим (натуралистическим).  Примеры абстрактных форм  Каждая форма имеет три главных характеристики: вид, размер и цвет.  Вид формы зависит от очертаний ее контура.  Размер формы можно считать вторичным изобразительным средством, благодаря которому возникают величинные отношения между формами, а также — и между другими элементами композиции (линиями, цветовыми полями, между различными участками

130 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Image
4. Форма     Форма — одно из основных изобразительных средств абстрактного изобразительного искусства, с помощью которого абстракционист выражает свое понимание, ощущения и чувства по отношению к окружающему миру, не используя при этом в своей композиции абсолютно никаких реально существующих в мире форм.  Формой считается участок композиции на плоскости или в пространстве, который обособлен от других участков и (или) фона. Это обособление, а точнее — возникновение (создание) формы, чаще всего происходит, когда на плоскости встречаются концы одной линии или же в пространстве встречаются края одной плоскости, чтобы окружить какой-либо участок на плоскости или же в пространстве и создать контуры плоской или же объемной формы. Границей формы может быть не только линия контура, но и край формата.  Виды форм  Формы существуют в четырех основных видах: реалистические, органические или идиоморфические» (натуралистические), геометрические, абстрактные.  Реалистическими считаются формы, передаю

129 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

   Если в абстрактной композиции преобладающие цвета окажутся близкими к реалистичным, в первую очередь землистыми, то и вся картина может выглядеть реалистично, несмотря на то, что она все же будет абстрактной.  Использование в композиции цветотональных отношений придадут абстракции внутреннее пространство и усилят общее единство.  Вывод: выбирая цвета для передачи в абстрактной композиции определенных чувств и настроений, опирайтесь только на те чувства и отзвуки, которые этот цвет вызывает у вас. Просто смотрите какое-то время на определенный цвет и сосредоточьтесь на том, какие эмоции возникают при этом в вашем внутреннем мире. Точного и объективного ответа на вопрос, какой цвет «правильный», а какой «неправильный» для передачи того или иного конкретного чувства не существует, потому что это во многом субъективно.  Теории цветового символизма здесь не рассматриваются, так как для истинного, 100-процентного абстрактного искусства важны не символические значения того или иного цвета,

128 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

   Представьте, что каждый цвет на палитре — это сгусток того или иного человеческого чувства или настроения, в том числе и настроения самого художника. В своих руках вы держите не палитру и краски, а целый набор своих настроений и чувств. Если субъект композиции (реальный или воображаемый объект или явление — природное или общественное) волнует создателя композиции, он подсознательно выбирает более интенсивный цвет или сочетание цветов, чтобы выразить свои чувства по отношению к этому субъекту. Чем ярче цвета, тем более интенсивна изображаемая эмоция, чем темнее цвет, тем более подавлена эмоция и приглушена. При возникновении на полотне любых сочетаний цветов, в этих сочетаниях должно ощущаться внутреннее «Я» их создателя.  Вывод: цвет способен ясно и четко передавать конкретные чувства и настроения. Интенсивность цвета передает силу этих чувств. Изменяйте интенсивность цвета (усиливайте его или приглушайте), подчиняясь силам своих чувств и настроений.  Дополнительно к тому, что цвета