096 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Чистоту или хроматичность цвета точно измерить без специальных приборов (колориметров, спектрофотометров) невозможно. Поэтому на практике для характеристики чистоты цвета, как правило, используют визуально воспринимаемую насыщенность цвета, которая определяется как степень отличия данного хроматического цвета от ахроматического цвета такой же светлоты (яркости). Насыщенность визуально показывает степень приближения окраски к предельно возможной для данного цвета. Насыщенность имеет второе название интенсивность, и в зависимости от условий освещенности (много или мало света падает на конкретный цвет) может визуально изменяться при неизменном составе данного цвета. Например, в солнечный день красный цветок как будто ярко горит на солнце. Но стоит туче закрыть лучи солнца, и ярко-красный цветок сразу становится бледнокрасным. Для характеристики насыщенности цвета понятия «яркий» или «тусклый», «светлый» или «темный» употребляться не должны, так как они напрямую относятся к светлоте (яркости) цвета. Насыщенность цвета обычно характеризуют теми же словами, что и хроматичность — «чистый», «сильный», «бледный», «слабый» (илл. 18 диска). 

К трем главным объективным (физическим) характеристикам цвета в художественной практике часто добавляют ряд его субъективных (условных) характеристик, которых у цвета с точки зрения физики нет. Эти условные характеристики возникают субъективно и проявляются у смотрящего в виде эмоциональных ощущений и реакций при визуальном восприятии того или иного цвета. Главные из этих условных характеристик: «температура цвета», «вес цвета», «звучность цвета» и «пространственная подвижность цвета». 

В абстрактных композициях цвет служит главным средством для передачи эмоций и настроений. С его помощью можно придавать областям композиции определенную эмоциональную выразительность, создавая различные настроения: темное — загадочное, таинственное, грустное; светлое —легкое, воздушное, бодрое, радостное; серое — скучное, унылое. 

С помощью цветовых тональностей легко создаются световые контрасты. Резкие подчеркивания и контрасты между наиболее светлыми и наиболее темными тональностями вносят в композицию драматизм. И наоборот, все оттенки средних тональностей сглаживают драматизм и «убивают» световые контрасты. 


Цветовой круг 

В изобразительной практике для удобства использования цвета чистые спектральные цвета, а также их главные производные, полученные от смешивания цветов солнечного спектра друг с другом, располагают по цветовому кругу в той же последовательности, как и в спектре. Такой свернутый по окружности спектр помогает наглядно выявлять взаимоотношения между цветами и их комбинациями. 

Основным видом цветового круга считается двенадцатицветный круг, однако могут использоваться цветовые круги и с большим количеством цветов и их оттенков — с восемнадцатью, двадцатью четырьмя и даже больше. (В принципе, количество цветов и цветовых оттенков цветового круга или какой-либо иной цветовой формы или фигуры можно расширять до бесконечности, потому что в действительном спектре солнечного света все цвета постепенно переходят друг в друга.) (илл. 17 диска). 


III. Использование изобразительных (выразительных) средств и их свойств в абстрактной композиции

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte