061 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

  Чувство баланса (или же, наоборот, — дисбаланса) является врожденным чувством, с помощью которого человек может стоять, ходить, ездить на велосипеде и, постоянно сталкиваясь с такими физическими свойствами окружающих объектов как масса и вес, может, вообще, существовать в окружающем его мире. 

При создании абстрактных композиций художник постоянно использует собственное чувство баланса, так как баланс в произведениях изобразительного искусства (особенно, в объемных произведениях, например, в скульптуре) очень похож на баланс в жизни. Естественное физическое чувство баланса помогает балансировать (эффективно распределять) в композиции визуальную информацию, несмотря на то, что для объектов, изображаемых в композиции, такие физические свойства как масса и вес могут быть только воображаемыми. Поэтому в композициях вместо естественного физического баланса создается иллюзия баланса, так называемый визуальный баланс. При этом воображаемые массу и вес объектов и элементов композиции называют визуалыюй тяжестью или визуальным весом. Изменение размеров объектов, как правило, изменяет их визуальный вес (тяжесть) в композиции. Поэтому большие размеры объекта делают его визуально более важным, подчеркивают и «приближают» к зрителю. 

Что же должно быть сбалансировано в любой абстрактной композиции? Самый короткий ответ таков: сбалансированным должен быть визуальный интерес объектов композиции. Общность понятий визуальный интерес и визуальный вес хорошо поясняет следующий пример. Если маленький объект явно оригинальной формы находится рядом с большим объектом простой геометрической формы, то оба объекта могут выглядеть сбалансированными. Форма маленького объекта имеет больший визуальный интерес, чем форма большого, и поэтому маленький объект может значительно увеличить свой визуальный вес. Разные формы и размеры, разные цвета и цветовые тональности, разные фактуры и другие свойства объектов композиции создают (или придают) им разные степени интереса, другими словами, разный визуальный вес. И поэтому все эти свойства объектов композиции могут успешно создавать композиционный баланс. 

Большая форма визуально тяжелее, чем форма меньшего размера. 


II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства 

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte