061 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Чувство баланса (или же, наоборот, — дисбаланса) является врожденным чувством, с помощью которого человек может стоять, ходить, ездить на велосипеде и, постоянно сталкиваясь с такими физическими свойствами окружающих объектов как масса и вес, может, вообще, существовать в окружающем его мире.
При создании абстрактных композиций художник постоянно использует собственное чувство баланса, так как баланс в произведениях изобразительного искусства (особенно, в объемных произведениях, например, в скульптуре) очень похож на баланс в жизни. Естественное физическое чувство баланса помогает балансировать (эффективно распределять) в композиции визуальную информацию, несмотря на то, что для объектов, изображаемых в композиции, такие физические свойства как масса и вес могут быть только воображаемыми. Поэтому в композициях вместо естественного физического баланса создается иллюзия баланса, так называемый визуальный баланс. При этом воображаемые массу и вес объектов и элементов композиции называют визуалыюй тяжестью или визуальным весом. Изменение размеров объектов, как правило, изменяет их визуальный вес (тяжесть) в композиции. Поэтому большие размеры объекта делают его визуально более важным, подчеркивают и «приближают» к зрителю.
Что же должно быть сбалансировано в любой абстрактной композиции? Самый короткий ответ таков: сбалансированным должен быть визуальный интерес объектов композиции. Общность понятий визуальный интерес и визуальный вес хорошо поясняет следующий пример. Если маленький объект явно оригинальной формы находится рядом с большим объектом простой геометрической формы, то оба объекта могут выглядеть сбалансированными. Форма маленького объекта имеет больший визуальный интерес, чем форма большого, и поэтому маленький объект может значительно увеличить свой визуальный вес. Разные формы и размеры, разные цвета и цветовые тональности, разные фактуры и другие свойства объектов композиции создают (или придают) им разные степени интереса, другими словами, разный визуальный вес. И поэтому все эти свойства объектов композиции могут успешно создавать композиционный баланс.
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment