073 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 С точки зрения психологии общее единство абстрактной композиции проявляется в виде эстетически положительных и целостных (не разрозненных!) визуальных «отзвуков» (ощущений-сигналов), которые получает зритель от общих взаимоотношений объектов на картинной плоскости. Явные и значительные нарушения общего единства вызывают ощущения незаконченности, дисгармонии, беспорядка в композиции, а иногда и хаоса. 

В то же время абстрактная композиция, в которой есть гармония и общее единство, но нет художественного разнообразия — контрастов, акцентов, доминанты, ритмов, композиционного движения с изменением направлений, а также нет интересных колористических соотношений, будет, как правило, восприниматься зрителем без интереса. Разнообразие в его тесной связи с общим единством можно условно считать еще одним из принципов, обеспечивающих абстрактной композиции высокую художественность. В общем, разнообразием можно считать все, что нарушает монотонность изображения и непроизвольно привлекает к нему взгляд и внимание зрителя. 


В гармоничной композиции с общим единством взаимно сбалансированы (уравновешены) визуальные массы (вес) объектов, их формы, размеры и пропорции. Разные месторасположения и направления объектов на картинной плоскости придают композиции разнообразие и делают ее динамичной. Визуальное движение, создаваемое объектами, сбалансировано контрдвижением, в основном с помощью линий. 

Однако разнообразие не является самоцелью. Оно должно прежде всего служить главному — передаче чувств, ощущений, мыслей и идей автора, создавая при этом динамическое напряжение. Напряжение и энергия — это та жизненная сила, которая всегда присутствует во всех хороших абстрактных произведениях. Именно энергия заставляет картину и скульптуру «говорить», делает ее оригинальной и узнаваемой как произведение данного художника. Самые интересные композиции это те, в которых наряду с общим единством имеется и достаточное разнообразие. Сочетание этих двух качеств стимулирует работу мозга зрителя. 


II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte