073 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
С точки зрения психологии общее единство абстрактной композиции проявляется в виде эстетически положительных и целостных (не разрозненных!) визуальных «отзвуков» (ощущений-сигналов), которые получает зритель от общих взаимоотношений объектов на картинной плоскости. Явные и значительные нарушения общего единства вызывают ощущения незаконченности, дисгармонии, беспорядка в композиции, а иногда и хаоса.
В то же время абстрактная композиция, в которой есть гармония и общее единство, но нет художественного разнообразия — контрастов, акцентов, доминанты, ритмов, композиционного движения с изменением направлений, а также нет интересных колористических соотношений, будет, как правило, восприниматься зрителем без интереса. Разнообразие в его тесной связи с общим единством можно условно считать еще одним из принципов, обеспечивающих абстрактной композиции высокую художественность. В общем, разнообразием можно считать все, что нарушает монотонность изображения и непроизвольно привлекает к нему взгляд и внимание зрителя.
В гармоничной композиции с общим единством взаимно сбалансированы (уравновешены) визуальные массы (вес) объектов, их формы, размеры и пропорции. Разные месторасположения и направления объектов на картинной плоскости придают композиции разнообразие и делают ее динамичной. Визуальное движение, создаваемое объектами, сбалансировано контрдвижением, в основном с помощью линий.
Однако разнообразие не является самоцелью. Оно должно прежде всего служить главному — передаче чувств, ощущений, мыслей и идей автора, создавая при этом динамическое напряжение. Напряжение и энергия — это та жизненная сила, которая всегда присутствует во всех хороших абстрактных произведениях. Именно энергия заставляет картину и скульптуру «говорить», делает ее оригинальной и узнаваемой как произведение данного художника. Самые интересные композиции это те, в которых наряду с общим единством имеется и достаточное разнообразие. Сочетание этих двух качеств стимулирует работу мозга зрителя.
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment