051 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 

а — на картине В. Кандинского «Несколько кругов» (1926) (печатается в ахроматическом виде) доминантой является наиболее темный круг, находящийся в отношениях соседства по типу «оверлэп пинг» с более светлым и наиболее крупным кругом. Вокруг доминанты возникает композиционный центр. 
Указание. Круг — визуально особо мощная форма, и если он или какая-либо другая форма оригинального вида становятся доминантой, то могут не  только задержать на себе взгляд зрителя, но и «помешать» ему свободно передвигаться по картинной плоскости композиции. 
б — в цветной композиции Роя Лихтенштейна «Американские индейцы, тема II» (резьба по дереву, 1980) (печатается в ахроматическом виде) доминантой является светлый овал с темной спиралью, вокруг которой возникает композиционный центр — четыре ступенчатых прямоугольника, находящиеся с доминантой в отношениях соседства по типу «оверлэппинг»; 
в — в композиции «Черное на сером» черный круг вместе с окружающим его симметричным узором, являются одновременно доминантой и композиционным центром. 

Если на картинной плоскости возникла вполне очевидная доминанта, с помощью которой и через которую художник-абстракционист передает свои главные чувства, ощущения, настроения и мысли, то все остальные объекты и элементы композиции должны возникать в виде своеобразного «эха», «отклика» на эту доминанту. Принцип доминанты не обязательно подразумевает присутствие в композиции только одной доминанты, хотя бы потому, что если в композиции выделен только один объект и нет второго и других визуально интересных объектов, к которым взгляд зрителя переходит естественным образом, то это может создавать ощущение незаконченности композиции. Главная роль наиболее важных после доминанты объектов композиции: подчеркивать и оттенять доминанту; при необходимости визуально ее уравновешивать, создавать в композиции динамику и разнообразие; визуально «подталкивать» зрителя после осмотра доминанты к дальнейшему осмотру композиции. Например, чтобы взгляд легко перешел к следующему после доминанты объекту, этот второй объект должен оказаться с доминантой в отношениях соседств или подобия, т.е. подчиняться рассмотренным выше, группирующим закономерностям визуального восприятия. Объект, на который направлена доминанта композиции, может быть по закономерности продолжаемости замечен после нее следующим. (Эта закономерность для нужного направления взгляда зрителя требует внимательного и аккуратного подхода.) 

Объект, который имеет с доминантой композиции одинаковую фактуру, возможно, будет замечен следующим. 

Месторасположение на картинной плоскости менее важных и визуально менее интересных объектов вблизи доминанты не должно мешать первоначальному направлению взгляда к доминанте. 

II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte