067 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Светотеневой баланс в ахроматических (черно-белых) абстрактных композициях 

Светотень в ахроматических абстрактных композициях используется для достижения самых разных изобразительных целей. Она служит главным средством для передачи эмоций и настроений. С ее помощью в композиции создаются эмоциональная выразительность и различные настроения: темное -— грустное, загадочное, таинственное, светлое — радостное, бодрое, легкое, воздушное, серое — скучное, унылое. С помощью светотени легко создаются световые контрасты. Резкие подчеркивания и контрасты между наиболее светлыми и наиболее темными тональностями вносят в композицию драматизм. И наоборот, все оттенки средних серых тональностей сглаживают драматизм и «убивают» светотеневые контрасты. 

Достаточно сильный светотеневой контраст (светлое — темное) выдвигает светлые объекты композиции вперед и соответственно более темные — отодвигает назад. Минимальный светотеневой контраст (средние серые тональности) также отодвигает объекты назад. Поэтому серые тональности, особенно в сочетании с «прохладными» цветами, могут создавать ощущение определенной дистанции между объектами. Таким образом, разницу светотеневых тональностей, возникающую у двух или нескольких объектов композиции, можно использовать для создания небольшой глубины пространства. 


Разница между тремя серыми тональностями создает для трех объектов, расположенных в соседстве по типу «оверлэппинг», неглубокое пространство. 

 

С помощью постепенного изменения светотени или, наоборот, повторения на картинной плоскости одинаковых светотеневых тональностей в композиции создается визуальное движение, а также взгляд зрителя направляется к определенному объекту или определенной области композиции. 

Темные светотени визуально придают объектам композиции массивность, светлые — большую легкость и воздушность. Поэтому размещая в разных областях композиции светотени различной тональности, можно плавно балансировать композицию и ее части. 

Путем повторения идентичных или подобных светотеней можно увеличивать композиционную гармонию и создавать общее единство композиции, которое предусматривает возникновение светотеневого баланса. 

II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства 

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte