067 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Светотеневой баланс в ахроматических (черно-белых) абстрактных композициях 

Светотень в ахроматических абстрактных композициях используется для достижения самых разных изобразительных целей. Она служит главным средством для передачи эмоций и настроений. С ее помощью в композиции создаются эмоциональная выразительность и различные настроения: темное -— грустное, загадочное, таинственное, светлое — радостное, бодрое, легкое, воздушное, серое — скучное, унылое. С помощью светотени легко создаются световые контрасты. Резкие подчеркивания и контрасты между наиболее светлыми и наиболее темными тональностями вносят в композицию драматизм. И наоборот, все оттенки средних серых тональностей сглаживают драматизм и «убивают» светотеневые контрасты. 

Достаточно сильный светотеневой контраст (светлое — темное) выдвигает светлые объекты композиции вперед и соответственно более темные — отодвигает назад. Минимальный светотеневой контраст (средние серые тональности) также отодвигает объекты назад. Поэтому серые тональности, особенно в сочетании с «прохладными» цветами, могут создавать ощущение определенной дистанции между объектами. Таким образом, разницу светотеневых тональностей, возникающую у двух или нескольких объектов композиции, можно использовать для создания небольшой глубины пространства. 


Разница между тремя серыми тональностями создает для трех объектов, расположенных в соседстве по типу «оверлэппинг», неглубокое пространство. 

 

С помощью постепенного изменения светотени или, наоборот, повторения на картинной плоскости одинаковых светотеневых тональностей в композиции создается визуальное движение, а также взгляд зрителя направляется к определенному объекту или определенной области композиции. 

Темные светотени визуально придают объектам композиции массивность, светлые — большую легкость и воздушность. Поэтому размещая в разных областях композиции светотени различной тональности, можно плавно балансировать композицию и ее части. 

Путем повторения идентичных или подобных светотеней можно увеличивать композиционную гармонию и создавать общее единство композиции, которое предусматривает возникновение светотеневого баланса. 

II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства 

Comments

Popular posts from this blog

Pablo Picasso - Nature morte

gulp - world's largest stop motion animation

Paul Cézanne - Ferme en Normandie, été (Hattenville)