121 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

  А. Сочетание одного первичного цвета со своим дополнительным (вторичным) цветом. 

Этот вариант сочетания взаимодополнителъных цветов обеспечивает наиболее чистый и наиболее сильный цветовой контраст. Это происходит оттого, что первичный цвет и его дополнительный вторичный разные настолько, насколько это возможно, потому что каждый из них не содержит никаких цветов, из которых состоит другой. 

Однако в этом варианте контрастной цветовой схемы возможны только три цветовых сочетания:
1. Красный — зеленый.
2. Синий — оранжевый.
3. Желтый — фиолетовый. 

Б. Сочетание двух любых цветов (кроме первичного со своим дополнительным), лежащих на цветовом круге напротив друг друга и условно называемых противоположными. 

Этот вариант открывает исключительно широкие возможности для контрастных цветовых сочетаний. Главными из них являются сочетания двух третичных цветов, лежащих на цветовом круге напротив друг друга: красно-оранжевый и сине-зеленый; желто-оранжевый и сине-фиолетовый; желто-зеленый и красно-фиолетовый. 

Так как в контрастно-цветовой композиции используются только два цвета, то распределение площади картинной плоскости между этими двумя цветами отличается от общепринятого. После выбора доминантного цвета можно отдать под этот цвет до 75% всей площади, оставив для второго цвета оставшиеся 25%. 

Добавление в композицию в качестве отдельных элементов черного, белого или серого нейтралов, а также оттенков коричневого может производиться в разумных пределах за счет площадей двух основных контрастных цветов без нарушения при этом общей цветовой схемы. 

При использовании вариантов контрастно-цветовой схемы можно добавлять в композицию третий оттенок, взятый из цветотонального ряда («семейства тонов») любого из двух основных противоположных цветов. Например, используя в качестве основных желтый и фиолетовый цвета, можно добавить к ним «разбеленный» или же «зачерненный» желтый или фиолетовый. 

Уже говорилось, что, оказываясь в композиции рядом (или достаточно близко друг к другу), противоположные цвета очень выгодно подчеркивают и взаимно обогащают свою хроматичность. Оранжевый на синем фоне, желтый на фиолетовом и красный на зеленом будут восприниматься наиболее яркими и чистыми. И наоборот, когда противоположные цвета смешиваются, то они взаимно ослабляют хроматичность друг друга. Поэтому неудачно выбранная пропорция при смешивании двух противоположных цветов может привести к появлению в композиции тусклого и невыразительного (нейтрального) цвета. В то же время, если насыщенность противоположных цветов уменьшается, то они делаются менее драматичными и более приемлемыми для композиции с общим «спокойным» колоритом. Чтобы уменьшить контрастность и драматичность противоположных цветов, их можно, не используя смешивания, разделить на картинной плоскости какимнибудь другим цветом. 

III. Использование изобразительных (выразительных) средств и их свойств в абстрактной композиции 

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte