108 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Чтобы акцентировать или подчеркнуть чистоту, «звучность» того или иного цвета, часто используют контраст по насыщенности.
Контрасты, полученные с помощью сопоставления разных цветов, могут быть достаточно сильными, но, как правило, они уступают по силе цветотональным контрастам. Так, например, два разных цвета с одинаковой градацией тональности (по сравнению и в соответствии с ахроматической («серой») шкалой светотеневой градации) создают контраст не такой большой силы, на которую можно было бы рассчитывать. В любом случае для достижения наибольшей силы контраста с помощью разных цветов нужно использовать яркие цвета, и лучше — на тусклом фоне. Яркие цвета, как правило, больше привлекают взгляд, чем тусклые.
Для усиления визуального интереса к отдельным объектам или областям композиции, можно использовать все виды контрастов, которые создаются с помощью цвета: контрасты по хроматичности и яркости (светлоте) цветов, контрасты цветовых тонов, контрасты площадей картинной плоскости занятых разными цветами, контрасты цветовой «температуры» («прохладные» и «теплые» цвета). Не все эти виды цветовых контрастов нужно обязательно использовать в одной композиции. Как правило, достаточно создать один — два из них.
Цветотональный (колористический)баланс в цветной абстрактной композиции
Цветотональный баланс для цветной абстрактной композиции основан на тех же принципах и создается теми же или подобными методами, которыми создается светотеневой баланс в ахроматической (черно-белой) композиции.
(См. раздел. Принцип визуального композиционного баланса. Светотень и светотеневой баланс в ахроматических абстрактных композициях.)
Наличие в композиции цветовых тональностей предусматривает возникновение цветотонального баланса (баланса цветовых тонов), который укрепляет общий композиционный баланс и общее единство композиции.
Подобно светотеневому балансу в ахроматических композициях цветотоналъный баланс возникает на основе принципа цветотоналъной трехкомпонентности. Согласно этому принципу для наилучшего восприятия будущей композиции нужно, чтобы все многообразие используемых в ней цветовых тонов можно было бы условно разделить на три крупные группы: темные цветовые тона, средние и светлые. По своей внутренней сути принцип цветотональной трехкомпонентности основан на закономерностях отбора и подобия, согласно которым объекты с подобными (близкими) тонами цвета визуально объединяются в удобные для восприятия группы. И, наоборот, при неограниченном количестве разных, как по цвету, так и по светлоте (яркости), ничем не связанных между собой цветовых тонов теряются гармония и общее единство композиции. Действует при этом также и принцип контраста, согласно которому сила контраста может зависеть не только от самого цвета, но и от контраста цветотоналъностей.
III. Использование изобразительных (выразительных) средств и их свойств в абстрактной композиции
Comments
Post a Comment