103 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

  Цветотональность в количественном отношении характеризуется наличием в ней белого (светлого) или же черного (темного). В то же время «семейство тонов» любого цвета наглядно показывает, сколько белого или черного имеет тот или иной тон этого цвета. И поэтому по аналогии с «серой» шкалой черно-белой светотени «семейство тонов» какого-либо конкретного цвета является хроматической шкалой градации цветовой тональности для этого цвета. На практике интенсивность конкретной цветовой тональности определяют путем сравнения ее цветового тона с тональностями стандартной ахроматической (серой) шкалы черно-белой светотональности. 

Таким образом, использование в абстрактной композиции цветотоналъности, полученной разбелением (добавлением белого нейтрала) или зачернением (добавлением черного или серого нейтрала) можно рассматривать совместно и на примере использования черно-белой (ахроматической) светотональности, потому что в этом случае свето- и цветотональность имеют одну общую природу и одну общую характеристику — соотношение белого и черного. Только для ахроматического цвета это соотношение используется в его чистом виде, а для хроматических цветов используется соотношение белого или черного в конкретном цвете. По этой причине ахроматическая «серая» шкала светотеневой градации служит стандартным эталоном для измерения и сравнения интенсивности, как черно-белой светотональности, так и цветовой тональности конкретного цвета, полученной разбелением или зачернением. 

Цветовая тональность, кроме создания чисто колористических эффектов, в полной аналогии с чернобелой светотоналъностъю, используется для достижения самых различных художественно-изобразительных целей. 

Во всех композициях, черно-белая светотеневая тональность — в ахроматических, и цветотоналъностъ — в цветных, являются одним из главных средств для передачи зрителю мыслей, идей, эмоций, настроений, а также для создания световых и цветовых контрастов. Более светлые области цветовых тональностей создают эмоциональные настроения радости, бодрости, легкости и, наоборот, более темные участки создают в композиции визуальные ощущения грусти, подавленности, загадочности, таинственности. Достаточно большие области композиции, в которых нет цветовых тональностей, могут иногда выглядеть однообразно, скучно и даже уныло. 

С помощью более светлой или более темной цветотональности можно соответственно создавать визуальные эффекты расширения или же сокращения той или иной области композиции. 


III. Использование изобразительных (выразительных) средств и их свойств в абстрактной композиции

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte