110 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Примеры выбора фона из практики признанных мастеров:
1. Белый фон, на нем прямоугольные формы простых первичных цветов, разделенные толстыми черными линиями (Пит Мондриан).
2. Несколько простых геометрических форм, размещенных на плотном цветном или белом фоне (Казимир Малевич). 
3. Двух-четырехцветный прямоугольник с «мягкими», размытыми краями цветных переходов (Марк Ротко).
4. Достаточно плотный цветной фон с расположенными на нем биоморфными формами, окрашенными в первичные цвета и иногда связанные линиями (Хуан Миро). 

Подсознательное или осознанное использование принципа цветотональной трехкомпонентности, как правило, приводит создателя абстрактной композиции к возникновению одной из шести основных схем цветотональных соотношений между фоном и изображением:
1. Темные цветные объекты на фоне цветовых оттенков средних или светлых тонов.
2. Светлые цветные объекты на фоне цветовых оттенков средних или темных тонов.
3. Большие темные и малые светлые цветные объекты на фоне цветовых оттенков средних тонов.
4. Большие светлые и малые темные цветные объекты на фоне цветовых оттенков средних тонов.
5. Объекты композиции с плавно меняющейся разницей цветовой тональности.
6. Объекты и элементы композиции с «шахматной» разницей цветовой тональности. 

Всегда лучше, если между фоном и объектами композиции возникают те или иные разграничения, так как отношения между фоном и конкретным объектом уже многое скажут о самом объекте. В зависимости от передаваемых эмоций можно по-разному использовать фон всей композиции или какой-то ее части, а также фоновое окружение тех или иных объектов композиции. Например, используя остроугольное («рваное») фоновое окружение объекта, можно выразить этим по отношению к нему негативную эмоцию. И наоборот, спокойное («гладкое») фоновое окружение выражает положительные чувства по отношению к объекту. Цвет фона, его интенсивность, размеры фонового окружения объектов композиции служат инструментом для усиления ее выразительности. Однако на картинных плоскостях многих абстрактных композиций просто не находится места для фона и соответственно для фонового окружения ее объектов. 

При распределении цветовых тональностей и создании в абстрактной композиции колористического баланса чаще всего возникают два основных пути, которые условно можно назвать — «мажорным» и «минорным» распределением. При «мажорном» — используются цветовые тональности достаточно отдаленные друг от друга как по цвету, так и по светлоте (яркости), что можно проверить по «серой» стандартной шкале. Максимально достижимая при этом разница— самая темная и самая светлая цветовая тональность при сравнении с «серой» шкалой. Путь контрастного распределения цветовых тональностей создает в композиции драматическую игру светлого против темного. Наиболее удачный фон при «мажорном» распределении — различные цветовые оттенки «средней» тональности. 

III. Использование изобразительных (выразительных) средств и их свойств в абстрактной композиции

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte