107 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

  В художественной практике часто одни цвета называют «звучными», а другие — «глухими». Эти субъективные эмоциональные характеристики зависят от насыщенности того или иного цвета. Например, насыщенный ярко-красный цвет самый «звучный, звонкий», а насыщенный темно-коричневый цвет — один из самых «глухих, беззвучных, безмолвных». 

На основе субъективного эмоционального восприятия иногда делят цвета на «выступающие» и «отступающие». Например, если два объекта композиции одинакового размера и формы имеют: один — красный, а другой — синий цвета, то объект красного цвета будет визуально выдвигаться и «выступать» вперед, а синий объект будет «отступать» назад. 

Кроме «выступающих» и «отступающих» цветов на основе субъективного восприятия выделяют также «глубокие» и «поверхностные» цвета. 

При создании абстрактных композиций используют два вида контраста: ахроматический— световой, и хроматический— цветовой. Цветовой контраст является одним из важнейших формообразующих элементов живописной абстрактной композиции. Цветовая тональность, цветовая гармония, общий колорит очень часто строятся по принципу контраста. Вполне можно считать, что контраст — это «соль» любой композиции. 

Например, когда нужно передать человеческие чувства и переживания, возникающие во время природных катаклизмов и разрушений (ураган, землетрясение, цунами, наводнение) и вызывающие целый водоворот негативных эмоций, то, как правило, кисть самопроизвольно выбирает противоположные и контрастные цвета. Почти это же происходит и при передаче человеческих страстей и любых драматических столкновений. 

Все чистые спектральные цвета в большей или меньшей степени контрастируют друг с другом, создавая цветовой контраст. Поэтому любые два цвета, стоящие рядом или же накладывающиеся друг на друга, испытывают взаимное влияние. Например, красный объект на желтом фоне будет визуально казаться меньше, тусклей и несколько отодвинется назад. Этот же красный объект на зеленом фоне будет визуально казаться больше, ярче, и несколько выдвигаться вперед. Этот пример показывает, что взаимодополнительные (противоположные) цвета (в данном случае, красный и зеленый) создают самый сильный контраст. Способность взаимодополнителъных цветов, когда они рядом, казаться ярче, визуально изменять размеры объекта носит название противоположного (или взаимо дополнительного) цветового контраста. 

Значительные «разбеления» или «зачернения» любых сопоставляемых цветов уменьшают эффективность цветовых контрастов. 

При сопоставлении «прохладных» цветов возникает более сильный цветовой контраст, чем при сопоставлении «теплых». 


III. Использование изобразительных (выразительных) средств и их свойств в абстрактной композиции

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte