028 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
а — из круга постепенно убирается все большая часть его контура, но круг, как геометрическая форма, будет оставаться узнаваемым, пока не исчезнет почти весь его контур. Мозг будет автоматически завершать форму круга, визуально добавляя недостающие части контура;
б, в, г, д — примеры визуально-образного завершения форм: треугольника, прямоугольника, шара, змеи. Получая неполную визуальную информацию, мозг автоматически использует уже знакомые ему визуальные шаблоны.
Закономерность завершения называют также закономерностью упрощения, потому что, дополняя недостающую визуальную информацию, мозг автоматически стремится выбрать для нее наиболее простую форму.
а, б, в — группу из пяти точек мозг зрителя подсознательно объединяет в законченную форму пятиугольника, но выбирает при этом из нескольких возможных вариантов наиболее простую форму «пятиугольник», а, например, не форму «звезда», которая значительно сложнее.
Закономерность завершения удачно проявляется в геометрических абстракциях, где иногда достаточно визуального «намека», чтобы «подтолкнуть» мозг к завершению целой формы. В композиции для каждой конкретной формы некоторая визуальная информация является обязательной, и ее необходимо дать. В то же время другая часть этой информации — явно второстепенная, может (а возможно, и должна!) быть убрана. Внутренне чувствуя эту закономерность, абстракционист должен обращать главное внимание не столько на количество, сколько на качество визуальной информации, которое поможет сделать абстрактный чувственный образ выразительным и вызывающим ответный отклик в сознании зрителя.
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment