023 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
7. Композиция как одна из основ абстрактного изобразительного искусства
Композиция в изобразительном искусстве — это то же самое, что грамматика в литературном творчестве. В своих теоретических работах об абстрактном искусстве В. Кандинский писал: «...абстрактная живопись... требует умения рисовать, высокоразвитые чувства композиции и цвета...». Все последующие периоды развития абстрактного искусства сделали неоспоримым факт, что композиция в абстрактной картине или скульптуре не менее, а иногда — и более, важна, чем в реалистической.
Слово «композиция» (от лат. compositio — «составление») употребляется, как правило, в двух основных смыслах. «Словарь русского языка» (изд. АН СССР, 1981) кратко, но предельно ясно определяет и разъясняет оба эти смысла:
1. Композиция — строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства, литературы.
2. Композиция — произведение живописи, имеющее определенное построение, единство.
В первом случае композиция понимается как одно из конструктивных свойств произведения искусства или литературы. Однако во втором определении композиция превращается из обычной конструктивной характеристики в важнейшее оценочное качество произведений изобразительного искусства, без которого они не могут иметь общего единства формы и считаться законченными. Дело в том, что в отличие от остальных видов искусств (музыки, театра, кино) и литературы, восприятие произведений которых растянуто во времени, произведения изобразительного искусства и их композиция воспринимаются зрителем сразу и в целом. Именно поэтому во все периоды развития изобразительного искусства композиции уделялось первостепенное внимание. Во все времена и во всех видах изобразительного искусства высоко ценилось чутье и умение художника выстраивать логически четкую, легко воспринимаемую визуально и ясно понимаемую композицию. Можно с уверенностью считать, что не позже, а возможно, и раньше XVII века, и в России, и за ее пределами композиция в изобразительном искусстве вполне осознанно понималась как согласованность всех изобразительных средств (форма и все ее свойства, линия, цвет, фактура) в одном произведении. (Здесь стоит отметить, что отдельные абстрактные композиции одного из основоположников абстрактной живописи В. Кандинского современные ему художественные критики находили композиционно недостаточно уравновешенными, тяжеловесными и не всегда имеющими общее единство.)
I. Психофизиологические основы творчества в абстрактном изобразительном искусстве
Comments
Post a Comment