017 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
В. Кандинский, определенную часть теоретических работ которого нужно воспринимать с учетом современных знаний достаточно критично, оказался совершенно прав, говоря о сложности абстрактного искусства: «Из всех видов искусства абстрактная живопись — самая трудная. Она требует умения рисовать, высоко развитые чувства композиции и цвета, и чтобы художник был истинным поэтом, что совершенно необходимо». Опытные профессионалы, работавшие, как в реалистической, так и в абстрактной живописи и скульптуре, едины во мнении — подлинное абстрактное искусство не менее, а зачастую и более сложно, чем реалистическое. Однако увидеть этот факт сразу, при первом взгляде удается далеко не всем и не всегда. Истина в том, что абстрактное изобразительное искусство — это новая и по сравнению с реалистическим совершенно другая форма искусства, это искусство другого порядка. В то же время подлинное абстрактное искусство — это во многом искусство эстетики и оно прежде всего искусство интеллектуальное.
Рассматривая хорошо выполненную абстрактную картину или скульптуру, зрители иногда спрашивают: в чем здесь идея, что означают выбранные цвета или пластика, что это в целом отображает? Такие вопросы свидетельствуют, что эти зрители ищут и не находят в абстрактном произведении привычных объектов из реальной действительности. И это мешает им почувствовать ту взаимную подсознательную связь, которая должна возникать между произведением и зрителем. Сюда же относятся и некоторые художники, хотя и очень успешно работающие в реалистическом искусстве. Они не могут перейти черту, за которой нужно уметь увидеть вместо реальных объектов абстрактные формы, линии, цвет, общую композицию, которые и передают реальность, но только в ее чувственном отображении. В отличие от реалистического искусства создатель абстрактной картины или скульптуры стремится вызвать эмоции зрителей не самим изображаемым явлением или предметным объектом, а изображением тех чувств и ощущений, которые вызвало у него это реальное явление или объект. Абстрактные произведения трудны для понимания потому,что они создаются не для зрительного восприятия чего-то реального, а для пробуждения чувств об этом реальном, для передачи неосязаемого. Между художником и зрителем возникает иной уровень и новый вид визуальной связи — не изображением самого предмета, а с помощью беспредметного изображения тех чувуств, которые он вывзывает.
I. Психофизиологические основы творчества в абстрактном изобразительном искусстве
Comments
Post a Comment