011 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
1908 год, когда на парижской выставке художники-кубисты показали публике свои работы, принято считать началом этого течения в изобразительном искусстве. Из Франции кубизм распространился в другие страны, в том числе и в Россию.
Теоретическим обоснованием кубизма служило представление о возможности более точного отображения всех явлений и объектов окружающего мира (включая и человека) путем упрощения и геометризации всех видимых внешних форм. Воздушная перспектива и изображение пространства объявлялись ненужными, а объемность и пространственность должны были достигаться только расстановкой и сопоставлением изображаемых объектов. Пабло Пикассо (1881-1973) так определил идею упрощения форм в изобразительном искусстве: «Природа может быть приведена к наименьшему знаменателю и доведена до трех основных форм: куб, сфера и конус».
Следуя этим принципам, художникикубисты становились единоличными и независимыми создателями новой действительности, стремясь достичь в своих произведениях «тотальности изображаемого». Занимаясь решением во многом формальных изобразительных задач, кубисты не отрицали сложившихся художественных традиций и стремились достичь в своих строго выстроенных картинах и скульптурах гармонии и общего единства.
На возникновение и становление кубизма значительно повлияло творчество двух художников — Пабло Пикассо и Жоржа Брака, которых принято считать основоположниками этого течения. Основы принципов кубизма были заложены еще молодым Пикассо в большой картине «Авиньонские девицы», написанной в 1907 году и положившей начало кубистской живописи. В 1907 году Жорж Брак, познакомившись с картиной Пикассо и сразу же попав под его творческое влияние, пишет свою картину «Обнаженная », в которой впервые использует принципы кубизма.
Некоторые представители кубизма предпринимали попытки объявить предшественником этого направления Поля Сезанна, что не соответствовало исторической истине. Геометризация отдельных элементов в картинах Сезанна являлась лишь условным художественным приемом и никак не могла рассматриваться как попытка заложить основы кубизма.
Из наиболее известных и последовательных художников периода становления кубизма выделяются Хуан Грис, Фернан Леже, Альбер Глез, Джино Северини.
В 1913—1914 годах начинается более активное проникновение и становление кубизма в скульптуре. Основоположниками кубистской скульптуры принято считать американского художника и скульптора украинского происхождения Александра Порфирьевича Архипенко, французского скульптора Анри Лорана, французского, а с 40-х годов прошлого века — американского скульптора Жака Липшица и французского скульптора румынского происхождения Константина Бранкуси. В работах этих талантливых скульпторов уже отчетливо просматриваются принципы кубизма: снижение динамики и пластики скульптурных форм на основе их геометризации, утяжеление и возрастание статичности.
Возникновение и развитие абстрактной (беспредметной) живописи и скульптуры
Comments
Post a Comment