026 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
В реалистическом изобразительном искусстве знание и осознанное использование этих закономерностей в ходе предварительного обдумывания композиции является основой для создания произведений, обладающих гармонией, общим единством и художественной ценностью. Во многих видах абстрактного изобразительного искусства (в первую очередь, в абстрактном экспрессионизме) осознанное использование этих закономерностей входит в противоречие с природой подлинного, стопроцентного абстрактного творчества, которое зачастую протекает без предварительного обдумывания, спонтанно (самопроизвольно, под влиянием возникших внутренних чувств) и, как правило, интуитивно, на подсознательном уровне. В этом противоречии заключается одна из главных сложностей абстрактного изобразительного творчества, но это противоречие не является непреодолимым.
Когда человек каменного века взял в руку обожженную ветку и впервые изобразил на стене пещеры свое представление об окружающем мире, его рисунок уже подчинялся психофизиологическим закономерностям визуального восприятия. Точно так, подчиняясь этим же закономерностям, художественность произведений абстрактного искусства зависит от того, насколько внутренне и внешне они соответствуют закономерностям визуального восприятия человека-зрителя. Поэтому абстракционист должен настолько глубоко прочувствовать закономерности и принципы визуального восприятия, так «пропитать» ими свою психику, чтобы они «хранились» в подсознании, а в процессе творчества проявлялись без обдумывания, спонтанно и непосредственно в моменты возникновения самой абстрактной композиции. В отличие от удожникареалиста художник-абстракционист, познакомившись с закономерностями визуального восприятия, должен «вставить» их в себя и в свое творчество не с помощью своего ума, а всеми своими чувствами и даже — своим телом. У опытного абстракциониста закономерности визуального восприятия проявляют себя и действуют на подсознательном чувственном уровне. В этом творчество абстракциониста должно быть похоже на творчество великих мастеров прошлых столетий, которые, не подозревая о существовании закономерностей визуального восприятия, интуитивно воплощали их в своих вечных шедеврах.
Задумывая абстрактную композицию или тем более будучи внезапно озарен ее идеей, абстракционист далеко не всегда осознанно использует в творческом процессе те или иные закономерности визуального восприятия. Однако заложенное и закрепленное в его мозгу подсознательное ощущение этих закономерностей, заставит мозг абстракциониста в момент творчества спонтанно выплеснуть их на полотно или в глину. Не напрасно многие знаменитые мастера-новаторы, нисколько не умаляя роль подсознания и интуиции, неоднократно указывали на необходимость знания теоретически обоснованных визуальных закономерностей. Например, вот как два друга — Винсент Ван Гог и Поль Гоген, шутили по этому поводу: «Можно и без теории написать хорошую картину, но знание теории экономит массу полезного времени».
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment