016 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Webster — авторитетный толковый словарь США, дает такое определение: «Абстрактное искусство — это искусство выражать сущность и качество, находясь в стороне (не затрагивая, отстранясь — Прим, авт.) от самого объекта ». Другими словами, это искусство передавать то неосязаемое, которое ускользает на фотографии объекта, на его реалистическом изображении или при его обычном зрительном восприятии. О необходимости абстрагирования (отвлечения) в изобразительном искусстве и бесперспективности простого копирования природы великий Микеланджело Буонарроти высказался коротко, образно и ясно: «Человек живописует своими мозгами, а не своими руками».
Абстракция как художественный метод является психофизиологическим объединением визуального и чувственного опыта художника. В абстракции сливаются в единый сплав то, что художник видит и то, что он от увиденного чувствует. Подобно стенографическому письму абстракция открывает путь к быстрому художественному отображению внутренней сути того или иного предмета или явления, а кажущаяся упрощенность абстракции не что иное, как закономерное открытие в форме и методе изображения.
Абстрагирование в полностью абстрактных изобразительных произведениях должно быть полным. Видимая предметность любых явлений реального мира здесь присутствовать не должна, чтобы не отвлекать абстракциониста от чувственного восприятия внутренней сущности этого явления, а затем — от творческого отображения возникающих при этом мыслей, чувств, настроений и ощущений. В свою очередь, высокохудожественные абстрактные картины и скульптуры обязаны передавать отображенные в них чувства и ощущения зрителям. Если такой процесс происходит, то это означает, что данные абстрактные произведения обладают свойством коммуникативности (лат. communicatio — связь, общение) — свойством визуальной психофизиологической связи и общения со зрителем.
Так как абстрактное изобразительное искусство не основано на отображении реального окружающего мира, то некоторая часть любителей искусства и даже отдельные художники-реалисты считают, что абстрактное искусство— это нечто легковесное и настолько несложное, что создать абстрактную картину или скульптуру может чуть ли не каждый желающий. Однако в действительности все происходит иначе. Бездумно и бесчувственно нанесенная на формат случайная мозаика красок, возможно даже внешне привлекательная, не дает ни малейшей надежды оценивать такой на первый взгляд «живописный» формат с позиций изобразительного искусства.
I. Психофизиологические основы творчества в абстрактном изобразительном искусстве
Comments
Post a Comment