022 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Абстрагировать в изобразительном творчестве — это значит мысленно отвлекаться (отстраняться) от внешних свойств изображаемых объектов и явлений с целью почувствовать, выделить и изобразить их внутренние, главные закономерные признаки, передать изобразительными средствами их внутреннюю сущность. Внутренняя сущность — это изначальное естество, то, ради чего возникли и существуют данный объект или явление. Поэтому абстракционист старается создать или же реконструировать видимый образ так, чтобы он был похож на сущность объекта больше, чем это можно увидеть на его реалистическом изображении. Например, отвесные склоны горного ущелья, даже изображенные мастерски, все равно не станут для зрителя внутренне осязаемым, прочувствованным объектом. Поэтому абстракционист будет стараться передать не реально увиденное ущелье, а чувства и настроения, вызываемые этим ущельем. 

Метод абстракции, отбрасывая видимую оболочку, открывает путь к быстрому художественному выражению (изображению) сути любого объекта или явления, а возникающая при этом кажущаяся внешняя упрощенность — это главный признак нового метода их изображения на основе психофизиологического объединения визуального (зрительного) и чувственного опыта художникаабстракциониста. 

Целью создания абстрактной картины или скульптуры является стремление помочь зрителю получить непрямой доступ к своей психике и своим подсознательным чувствам. Сила воздействия абстрактного произведения именно в отсутствии в изображении фигуративности и предметности, что сводит сознательное отвлечение зрителя до минимума и направляет всю силу его мозга на пробуждение внутренних, подсознательных чувств. В результате у зрителя раскрывается его внутреннее Я, которое воспринимает энергию и дух картины или скульптуры и позволяет им свободно общаться с психикой. 

В основе формальной художественной техники абстрактного искусства лежит главная идея: «Формальные качества картины или скульптуры не менее, а иногда и более важны, чем ее представительное содержание». Другими словами, форма абстрактного произведения не менее, а иногда и более важна, чем его видимое содержание. Великий древнегреческий философ Платон писал: «Ровные линии и круги не только красивы, но и красивы абсолютно». Здесь он имел в виду, что ненатуралистические образы имеют абсолютную неизменную красоту. Поэтому картина может иметь высокую художественную ценность за ее формы, цвета и линии, а скульптура — за ее объемные формы и пластику, даже если эти произведения не представляют реалистические образы и сцены. Эту мысль хорошо иллюстрирует следующий пример из реалистического изобразительного искусства. Картина может иметь плохой рисунок, а скульптура плохие формы человеческой фигуры, но если в рисунке отлично и по-особому подобраны цвета, а скульптура поражает оригинальной пластикой, то эти произведения могут восприниматься как высокохудожественные. Здесь формальные качества — цвет и объемная пластика, могут превзойти представительное содержание — реалистический рисунок или реалистическую скульптуру человеческой фигуры. 

I. Психофизиологические основы творчества в абстрактном изобразительном искусстве

Comments

Popular posts from this blog

Pablo Picasso - Nature morte

gulp - world's largest stop motion animation

Paul Cézanne - Ferme en Normandie, été (Hattenville)