049 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Доминанта и композиционный центр в абстрактной композиции могут возникать в силу разных причин. Однако в любых случаях для этого на картинной плоскости должны возникнуть особые выделения, подчеркивания и оттенения доминантного объекта. 

а — если размеры одного из объектов композиции больше (или меньше), чем размеры остальных, он становится доминантой и композиционным центром одновременно. Указание. Больший размер всегда сделает объект заметным. Однако слишком большая разница в размерах объектов может привести к дисбалансу всей композиции. Поэтому размер объекта композиции нужно рассматривать как относительный признак. 
б — объекты одинаковой формы с последовательно изменяющимися размерами гарантированно приводят взгляд зрителя к доминанте; 
в — в первую очередь взгляд привлекает группа кругов. Но почти сразу взгляд переходит к отдельно расположенному (изолированному) кругу. Таким образом, изоляция одной формы от остальных не всегда превращает ее в доминанту композиции, однако, как правило, делает ее более заметной, выделяет ее; 
г— три наиболее темных объекта (второй ряд снизу) за счет своего большего визуального «веса» создают на картинной плоскости композиционный центр. Хотя взгляд, как правило, следует за светом, он может тем не менее в первую очередь направляться к объекту, который темнее окружающих его объектов. Поэтому компози ционный центр может возникать вокруг одного или нескольких самых светлых или же, наоборот, самых темных объектов композиции. 
Разница в цвете (особенно с противоположными цветами) — это, как правило, гарантия возникновения доминанты и композиционного центра. Объект композиции самого яркого цвета (также как и объект самого тусклого цвета) будет привлекать взгляд зрителя в первую очередь. 

Если на картинной плоскости большинство форм расположено горизонтально, то одна вертикальная форма будет выделяться как доминанта или даже как композиционный центр. 

II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства 

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte