031 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

б — тональность ахроматического серого цвета плавно изменяется по диагонали формата. 

Если быстро взглянуть на середину формата, то можно ощутить, как взгляд начнет непроизвольно перемещаться от левого верхнего угла к правому нижнему, направляясь к наиболее светлой тональности. 

в — формат заполнен ахроматическим серым цветом с наиболее светлой серединой. 

Если взглянуть на формат со светлой серединой, то можно ощутить видимую разницу между композиционным движением за светом и значением света как композиционного элемента. 

Самое светлое пятно на форматенаходится в центральной части, и поэтому взгляд в первую очередь направляется в центр, к свету. Однако из центра формата нет очевидного «выхода», и взгляд задерживается в середине формата значительно дольше, чем на всех предыдущих форматах. Таким образом, в центре формата находится его композиционный центр, созданный с помощью саетлого пятна. 

  

Закономерность подобия (похожести) 

Закономерность подобия, которую иногда называют закономерностью похожести, является одной из группирующих закономерностей. Она основывается на свойстве мозга воспринимать группу видимых форм всесторонне, фиксируя и анализируя признаки и свойства каждой из них (вид и размер форм, их цвет, фактуру и т.д.), и сразу же автоматически оценивать, как признаки и свойства отдельных форм влияют на восприятие всей группы в целом. Другими словами, закономерность подобия определяет связь между внешним видом форм и тем влиянием (эффектом), какое этот внешний вид оказывает на их группировку (визуальное объединение в группы). Согласно закономерности подобия формы, имеющие похожие признаки и свойства (вид, размер, визуальная масса, цвет, цветовая тональность, фактура), а также похожие расположения и ориентации на картинной плоскости, будут восприниматься зрителем как взаимосвязанные объекты, принадлежащие к одной группе. 

Дело в том, что количество визуальной информации, за которой мозг может следить одновременно, не может расти бесконечно. Как только это количество доходит до определенного предела, мозг начинает ее упрощать путем группировки. Поэтому закономерность подобия, как и закономерность завершения, иногда называют закономерностью упрощения. 


II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte