047 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Принцип доминанты 

Принцип доминанты (от лат. dominantis — господствующий) является дальнейшим развитием принципов контраста и акцента. Цель абстрактной композиции выразить и передать зрителю определенные мысли, идеи, настроения, чувства. Однако объекты (элементы композиции), возникающие в результате этого на картинной плоскости не должны вызывать у зрителя одинаковый визуальный интерес и одинаковые по силе эмоции. В гармоничной и целостной абстрактной композиции должно быть что-то наиболее важное, заметное и поэтому — визуально более интересное. Известно, что контрасты противоположных сил — объектов и элементов композиции — подчеркивают и усиливают характерные качества друг друга. В то же время они могут взаимно себя ослаблять и даже уничтожать. Например, если светлые и темные участки занимают в композиции примерно одинаковую площадь, они будут визуально «бороться» друг с другом, стараясь привлечь к себе внимание зрителя. Но так как визуальные силы этих двух противоположностей примерно равны, то зритель, вместо интересной «борьбы» двух контрастных тонов, будет воспринимать лишь усредненный серый тон. Ударный эффект «светлое против темного» будет нейтрализован. 

Принцип доминанты помогает найти правильное соотношение контрастов, акцентов и противоположных сил в абстрактной композиции и эффективно «выплеснуть» их на картинную плоскость. Согласно этому принципу «игра» или даже «борьба» в композиции контрастов и противоположных визуальных сил должна закончиться «победой» одного из контрастов или же одной из противоположных сил (например, светлый или темный оттенок), которые должны выделиться и стать доминантной, т.е. более важными, господствующими. А другая противоположная визуальная сила или контраст должны подчеркивать, оттенять, придавать наибольшую выразительность доминантной силе или доминантному контрасту. Другими словами, в композиции нежелательно идеальное равенство противоположных сил, так как восприятие зрителя будет подсознательно требовать, чтобы в борьбе этих сил был определен победитель, чтобы визуальный конфликт был завершен, и одна из сил стала в композиции главной — доминантной. 

В абстрактной композиции роль доминанты получает тот объект композиции с помощью которого и через который создатель композиции стремится передать свои главные чувства, ощущения, настроения, мысли и идеи. 

Доминантными могут стать любые объекты композиции. Доминантные объекты принято называть доминантой композиции. Такой доминантой может стать один из акцентов, если его визуальная сила в композиции будет наивысшей. 

II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства 

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte