030 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Визуальное движение создается на картинной плоскости под влиянием различных причин. Самыми распространенными из них являются:
— движение взгляда зрителя от одного объекта композиции к другому в результате их взаимного расположения и места на картинной плоскости;
— врезулътатеповторенияформ, линий, цветов, создающих линии, направляющие глаз;
— в результате тональной разницы цвета — от темных к светлым участкам;
— в результате, возникающей на картинной плоскости, условной перспективы.
Иногда движение взгляда зрителя через композицию происходит по пути, который имеет «вход» и «выход» из картинной плоскости. Вход — довольно часто оказывается где-либо внизу картинной плоскости, а выход — где-либо в наименее важной ее области. Возникающая форма этого пути может быть самой различной: по диагонали, наклонная, овальная, изогнутая и т.д. Однако в любом случае путь взгляда быстро или не сразу приведет зрителя к наиболее важному и интересному участку картинной плоскости — композиционному центру композиции.
Самой естественной, а поэтому и наиболее важной причиной возникновения на картинной плоскости визуального движения является цветотоналъная разница. Движение обеспечивают темные и светлые цветотональные «проходы» и «связки».
Так как цветотональое движение основано на первом свойстве зрительной системы человека, то глубокое внутреннее прочувствование абстракционистом этого движения имеет принципиальное значение для понимания всех остальных видов композиционного движения, возникающих при создании абстрактных произведений.
Рассмотрим создание цветотонального композиционного движения.
(Примеры приводятся в ахроматическом виде.)
а — формат заполнен ахроматическим серым цветом с плавно изменяющейся тональностью от верхнего края к нижнему.
Если быстро взглянуть на середину формата, то можно ощутить, как взгляд начнет непроизвольно перемещаться по формату сверху вниз, направляясь к наиболее светлой тональности.
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment