034 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Выводы:
1. Наивысший группирующий эффект, создает цвет (цветовая тональность) форм, несколько меньший — размер форм, и наименьший — вид форм.
2. Закономерность подобия при изображении похожих форм объединяет их в визуальные группы, усиливая общее единство абстрактной композиции, или же, наоборот, при изображении разных форм разъединяет их, усиливая разнообразие в композиции.
Закономерность соседства (близости)
Закономерность соседства, которую иногда называют закономерностью близости, является одной из группирующих закономерностей. Она основывается на свойстве мозга автоматически оценивать, как взаимное расположение форм по отношению друг к другу влияет на визуальное восприятие группы этих форм в целом. Другими словами, закономерность соседства определяет связь между месторасположением форм в композиции и тем влиянием (эффектом), какое оказывает это месторасположение на объединение форм в группу.
Согласно закономерности соседства те формы, которые находятся в композиции ближе друг к другу, воспринимаются как принадлежащие к одной группе, и чем эти формы ближе, тем сильнее общее единство этой группы.
а — несмотря на разный вид, все формы воспринимаются как «колонки», а не как «строчки», потому что расстояние между формами по вертикали меньше, чем по горизонтали.
б — четыре формы разного вида, с разной ахроматической тональностью и с разной фактурой образуют группу, потому что находятся в отношениях соседства.
Благодаря закономерности соседства, в абстрактной композиции может усиливаться как единство, так и разнообразие.
Как группирующий фактор, закономерность соседства действует, как правило, мощнее, чем закономерность подобия. Однако наиболее мощный группирующий эффект возникает, когда закономерности соседства и подобия действуют совместно.
Существуют четыре основных типа (признака) соседства и соседских отношений в композиции: близкие края, касание, оверлэппинг и комбинирование любых двух или всех трех этих типов.
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment