048 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Рассматривая принцип доминанты с точки зрения его основной роли при возникновении абстрактной композиции, можно сделать вывод, что этот принцип указывает на необходимость возникновения в композиции определенных и, как правило, неравноценных пропорций при использовании визуальных контрастов и противоположностей.
Роль доминанты в композиции достаточно важна и многообразна. Доминанта легко выявляет взаимный визуальный вес объектов композиции, лучше организует пространство картинной плоскости. Очень часто доминанта, привлекая внимание зрителя, определяет первоначальное направление, а затем и продолжение движения его взгляда по картинной плоскости. Поэтому доминанта композиции довольно тесно связана с понятием композиционный центр композиции. Как правило, на картинной плоскости вокруг доминанты композиции возникает область, которая привлекает внимание зрителя в первую очередь и вокруг которой создается своеобразный центр повышенного визуального интереса. Эта область называется композиционным центром композиции. Композиция, в которой возникли композиционный центр и доминанта, намного художественней и интересней. Как правило, воплощение идеи абстрактной композиции начинается с того места на картинной плоскости, откуда начнется и будет развиваться все визуальное «действие». Доминанта и композиционный центр являются тем «сердцем», с помощью которого абстракционист стремится передать зрителю свои главные чувства, мысли и идеи. Взгляд зрителя привлекает к доминанте чаще всего: ее размеры, форма, цвет, цветовая тональность, местоположение на картинной плоскости. Особенно эффективно их совместное действие. Доминантный объект выделяют и подчеркивают также более четкая деталировка и более сильные контрасты, чем у других объектов.
Если абстрактная композиция не имеет ясно выраженного композиционного центра и доминанты, то самым важным местом на картинной плоскости становится ее центральная область. Это место, на которое взгляд зрителя попадает в первую очередь, и, следовательно, любой объект в центре сразу привлечет его внимание. Чем дальше объекты от центра, тем менее становятся заметными. Однако по мере приближения объектов к внешним краям формата они делаются несколько более заметными, потому что они начинают соотноситься уже с самим форматом, который всегда является доминантной формой любой композиции. Еще больше заметны объекты композиции, контуры которых накладываются на края формата и частично эти края перекрывают. (Другими словами, объекты композиции находятся в соседстве с краями формата по типу «оверлэппинг»).
Как правило, в абстрактной композиции без доминанты все ее объекты визуально приблизительно равноценны и создают на картинной плоскости единый ансамбль. Однако в любом случае, абстрактные композиции без доминанты явно, а иногда и чрезмерно, тяготеют к декоративности. Композиция намного выразительней и интересней, если она содержит доминанту и соответственно композиционный центр.
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment