048 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Рассматривая принцип доминанты с точки зрения его основной роли при возникновении абстрактной композиции, можно сделать вывод, что этот принцип указывает на необходимость возникновения в композиции определенных и, как правило, неравноценных пропорций при использовании визуальных контрастов и противоположностей. 

Роль доминанты в композиции достаточно важна и многообразна. Доминанта легко выявляет взаимный визуальный вес объектов композиции, лучше организует пространство картинной плоскости. Очень часто доминанта, привлекая внимание зрителя, определяет первоначальное направление, а затем и продолжение движения его взгляда по картинной плоскости. Поэтому доминанта композиции довольно тесно связана с понятием композиционный центр композиции. Как правило, на картинной плоскости вокруг доминанты композиции возникает область, которая привлекает внимание зрителя в первую очередь и вокруг которой создается своеобразный центр повышенного визуального интереса. Эта область называется композиционным центром композиции. Композиция, в которой возникли композиционный центр и доминанта, намного художественней и интересней. Как правило, воплощение идеи абстрактной композиции начинается с того места на картинной плоскости, откуда начнется и будет развиваться все визуальное «действие». Доминанта и композиционный центр являются тем «сердцем», с помощью которого абстракционист стремится передать зрителю свои главные чувства, мысли и идеи. Взгляд зрителя привлекает к доминанте чаще всего: ее размеры, форма, цвет, цветовая тональность, местоположение на картинной плоскости. Особенно эффективно их совместное действие. Доминантный объект выделяют и подчеркивают также более четкая деталировка и более сильные контрасты, чем у других объектов. 

Если абстрактная композиция не имеет ясно выраженного композиционного центра и доминанты, то самым важным местом на картинной плоскости становится ее центральная область. Это место, на которое взгляд зрителя попадает в первую очередь, и, следовательно, любой объект в центре сразу привлечет его внимание. Чем дальше объекты от центра, тем менее становятся заметными. Однако по мере приближения объектов к внешним краям формата они делаются несколько более заметными, потому что они начинают соотноситься уже с самим форматом, который всегда является доминантной формой любой композиции. Еще больше заметны объекты композиции, контуры которых накладываются на края формата и частично эти края перекрывают. (Другими словами, объекты композиции находятся в соседстве с краями формата по типу «оверлэппинг»). 

Как правило, в абстрактной композиции без доминанты все ее объекты визуально приблизительно равноценны и создают на картинной плоскости единый ансамбль. Однако в любом случае, абстрактные композиции без доминанты явно, а иногда и чрезмерно, тяготеют к декоративности. Композиция намного выразительней и интересней, если она содержит доминанту и соответственно композиционный центр. 

II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte