029 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Закономерность продолжаемости (направления визуального движения) 

Закономерность продолжаемости, которую иногда называют также закономерностью направления движения, основывается на двух свойствах и одном предпочтении зрительной системы человека. 

Первое свойство: взгляд человека подсознательно выбирает движение от более темного к более светлому, другими словами, взгляд движется к свету и за светом. 

Второе свойство: взгляд зрителя подсознательно продолжает обзор визуальной информации в том направлении, в котором оно уже было начато. Например, начав обзор композиции с какой-то определенной точки и в каком-то определенном направлении, зритель будет продолжать смотреть в этом направлении до тех пор, пока что-либо другое — более существенное и интересное, не отвлечет его внимание и не перенесет его взгляд на другое направление. 

Предпочтение зрительной системы: взгляд зрителя, как правило, предпочитает двигаться слева направо, от более темного к более светлому, легко следуя по направлениям одинаковой тональности. 

а — одинаково темные горизонтальные прямоугольники статичны и не создают визуального движения; 

б — горизонтальные прямоугольники с постепенно изменяющейся тональностью вызывают движение взгляда сверху вниз (от темного к более светлому); 

в — эти же прямоугольники, но повернутые на 180°, вызывают движение взгляда снизу вверх (от темного к более светлому). 

Закономерность продолжаемости может создавать в абстрактной композиции поток визуальной информации, вызывая у зрителя ощущение движения и этим увеличивать композиционную активность и динамичность. Движение взгляда зрителя и перемещение его внимания по картинной плоскости возникает под действием различных изобразительных средств: линий, форм и их размеров, цвета, разницы в цветовой тональности и тд. 

Закономерность продолжаемости подсознательно подсказывает предпочтительные направления для продолжения одной формы или для расположения группы форм на картинной плоскости. Например, диагональное расположение форм в левой нижней части картинной плоскости очень легко направляет взгляд зрителя к ее середине. И вообще, расположение форм и цвета по диагонали увеличивает динамичность композиции, создавая визуальное движение. 


II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства 

Comments

Popular posts from this blog

Pablo Picasso - Nature morte

gulp - world's largest stop motion animation

Paul Cézanne - Ferme en Normandie, été (Hattenville)