029 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 Закономерность продолжаемости (направления визуального движения) 

Закономерность продолжаемости, которую иногда называют также закономерностью направления движения, основывается на двух свойствах и одном предпочтении зрительной системы человека. 

Первое свойство: взгляд человека подсознательно выбирает движение от более темного к более светлому, другими словами, взгляд движется к свету и за светом. 

Второе свойство: взгляд зрителя подсознательно продолжает обзор визуальной информации в том направлении, в котором оно уже было начато. Например, начав обзор композиции с какой-то определенной точки и в каком-то определенном направлении, зритель будет продолжать смотреть в этом направлении до тех пор, пока что-либо другое — более существенное и интересное, не отвлечет его внимание и не перенесет его взгляд на другое направление. 

Предпочтение зрительной системы: взгляд зрителя, как правило, предпочитает двигаться слева направо, от более темного к более светлому, легко следуя по направлениям одинаковой тональности. 

а — одинаково темные горизонтальные прямоугольники статичны и не создают визуального движения; 

б — горизонтальные прямоугольники с постепенно изменяющейся тональностью вызывают движение взгляда сверху вниз (от темного к более светлому); 

в — эти же прямоугольники, но повернутые на 180°, вызывают движение взгляда снизу вверх (от темного к более светлому). 

Закономерность продолжаемости может создавать в абстрактной композиции поток визуальной информации, вызывая у зрителя ощущение движения и этим увеличивать композиционную активность и динамичность. Движение взгляда зрителя и перемещение его внимания по картинной плоскости возникает под действием различных изобразительных средств: линий, форм и их размеров, цвета, разницы в цветовой тональности и тд. 

Закономерность продолжаемости подсознательно подсказывает предпочтительные направления для продолжения одной формы или для расположения группы форм на картинной плоскости. Например, диагональное расположение форм в левой нижней части картинной плоскости очень легко направляет взгляд зрителя к ее середине. И вообще, расположение форм и цвета по диагонали увеличивает динамичность композиции, создавая визуальное движение. 


II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства 

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte