029 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018
Закономерность продолжаемости (направления визуального движения)
Закономерность продолжаемости, которую иногда называют также закономерностью направления движения, основывается на двух свойствах и одном предпочтении зрительной системы человека.
Первое свойство: взгляд человека подсознательно выбирает движение от более темного к более светлому, другими словами, взгляд движется к свету и за светом.
Второе свойство: взгляд зрителя подсознательно продолжает обзор визуальной информации в том направлении, в котором оно уже было начато. Например, начав обзор композиции с какой-то определенной точки и в каком-то определенном направлении, зритель будет продолжать смотреть в этом направлении до тех пор, пока что-либо другое — более существенное и интересное, не отвлечет его внимание и не перенесет его взгляд на другое направление.
Предпочтение зрительной системы: взгляд зрителя, как правило, предпочитает двигаться слева направо, от более темного к более светлому, легко следуя по направлениям одинаковой тональности.
а — одинаково темные горизонтальные прямоугольники статичны и не создают визуального движения;
б — горизонтальные прямоугольники с постепенно изменяющейся тональностью вызывают движение взгляда сверху вниз (от темного к более светлому);
в — эти же прямоугольники, но повернутые на 180°, вызывают движение взгляда снизу вверх (от темного к более светлому).
Закономерность продолжаемости может создавать в абстрактной композиции поток визуальной информации, вызывая у зрителя ощущение движения и этим увеличивать композиционную активность и динамичность. Движение взгляда зрителя и перемещение его внимания по картинной плоскости возникает под действием различных изобразительных средств: линий, форм и их размеров, цвета, разницы в цветовой тональности и тд.
Закономерность продолжаемости подсознательно подсказывает предпочтительные направления для продолжения одной формы или для расположения группы форм на картинной плоскости. Например, диагональное расположение форм в левой нижней части картинной плоскости очень легко направляет взгляд зрителя к ее середине. И вообще, расположение форм и цвета по диагонали увеличивает динамичность композиции, создавая визуальное движение.
II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства
Comments
Post a Comment