042 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 В заключение нужно указать, что самый мощный эффект, объединяющий формы абстрактной композиции в одну группу, возникает при совместном и одновременном действии всех трех группирующих закономерностей — подобия, соседства и выравнивания. 


2. Принципы визуального восприятия произведений изобразительного искусства 


На основе пяти основных закономерностей, выделяют также восемь основных принципов визуального восприятия произведений изобразительного искусства. Это принципы: 

— ограничения (гели отбора),
— контраста,
— акцента,
— доминанты,
— ритма,
— баланса,
— гармонии,
— общего единства. 

Нужно сразу разобраться, чем являются эти принципы для абстрактного изобразительного искусства и чем ОНИ являться не могут. Эти принципы не являются установленными правилами типа «нужно делать только так, а не делать иначе». При творческом подходе к созданию абстрактной композиции жестких правил быть не может. Не являются эти принципы и общим руководством для достижения определенных целей. В отличие от рукотворных правил и руководств принципы визуального восприятия больше похожи на законы природы — неопровержимые, незыблемые и неизменные. В изобразительной композиции любого вида (реалистической или абстрактной) независимо от воли и желания ее создателя принципы визуального восприятия проявляются и воплощаются через видимые формы и элементы самой композиции. 

Принцип ограничения(отбора) 
Очевидной целью создания абстрактной композиции является привлечение внимания (взгляда) зрителя с расчетом удерживать это внимание как можно дольше. Зрительная система человека позволяет ему визуально охватывать все, что попадает в поле его зрения. Однако все, что видит человек, не может (да и не должно!) вызывать его интерес и тем более длительно его поддерживать. Если бы мозг и психика человека были устроены иначе, они были бы постоянно перегружены, утомлены и «запутаны » непрекращающимся потоком «интересных» визуальных объектов и связанных с ними эмоций. Поэтому визуальный интерес возникает у человека в первую очередь тогда, когда в поле его зрения попадают или новые, незнакомые ему визуальные объекты (особенно — с неожиданными признаками), или — уже знакомые, но внешне или внутренне организованные по-новому и поэтому вызывающие у него достаточно сильные эмоциональные реакции. Именно на этом свойстве человеческой психики — эмоционально воспринимать все новое, основан принцип ограничения, который называют также принципом отбора. Согласно этому принципу, чтобы создать и поддерживать визуальный интерес к абстрактной композиции, нужно не утомлять, не перегружать и не «запутывать» глаз зрителя обилием цветов, визуальных форм или их излишней, неоправданной сложностью. Зрительная система и мозг могут воспринять и сосредоточиться только на определенном количестве форм, размеров, цветов, фактур и других элементов в одной композиции. 




II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства

Comments

Popular posts from this blog

094 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

Pablo Picasso - Nature morte