042 Abstract composition. Fundamentals of theory and practical methods of creativity in abstract painting and sculpture by Dagldiyan K.T., Polivoda B.A. - Vlados, 2018

 В заключение нужно указать, что самый мощный эффект, объединяющий формы абстрактной композиции в одну группу, возникает при совместном и одновременном действии всех трех группирующих закономерностей — подобия, соседства и выравнивания. 


2. Принципы визуального восприятия произведений изобразительного искусства 


На основе пяти основных закономерностей, выделяют также восемь основных принципов визуального восприятия произведений изобразительного искусства. Это принципы: 

— ограничения (гели отбора),
— контраста,
— акцента,
— доминанты,
— ритма,
— баланса,
— гармонии,
— общего единства. 

Нужно сразу разобраться, чем являются эти принципы для абстрактного изобразительного искусства и чем ОНИ являться не могут. Эти принципы не являются установленными правилами типа «нужно делать только так, а не делать иначе». При творческом подходе к созданию абстрактной композиции жестких правил быть не может. Не являются эти принципы и общим руководством для достижения определенных целей. В отличие от рукотворных правил и руководств принципы визуального восприятия больше похожи на законы природы — неопровержимые, незыблемые и неизменные. В изобразительной композиции любого вида (реалистической или абстрактной) независимо от воли и желания ее создателя принципы визуального восприятия проявляются и воплощаются через видимые формы и элементы самой композиции. 

Принцип ограничения(отбора) 
Очевидной целью создания абстрактной композиции является привлечение внимания (взгляда) зрителя с расчетом удерживать это внимание как можно дольше. Зрительная система человека позволяет ему визуально охватывать все, что попадает в поле его зрения. Однако все, что видит человек, не может (да и не должно!) вызывать его интерес и тем более длительно его поддерживать. Если бы мозг и психика человека были устроены иначе, они были бы постоянно перегружены, утомлены и «запутаны » непрекращающимся потоком «интересных» визуальных объектов и связанных с ними эмоций. Поэтому визуальный интерес возникает у человека в первую очередь тогда, когда в поле его зрения попадают или новые, незнакомые ему визуальные объекты (особенно — с неожиданными признаками), или — уже знакомые, но внешне или внутренне организованные по-новому и поэтому вызывающие у него достаточно сильные эмоциональные реакции. Именно на этом свойстве человеческой психики — эмоционально воспринимать все новое, основан принцип ограничения, который называют также принципом отбора. Согласно этому принципу, чтобы создать и поддерживать визуальный интерес к абстрактной композиции, нужно не утомлять, не перегружать и не «запутывать» глаз зрителя обилием цветов, визуальных форм или их излишней, неоправданной сложностью. Зрительная система и мозг могут воспринять и сосредоточиться только на определенном количестве форм, размеров, цветов, фактур и других элементов в одной композиции. 




II. Основы теории визуального (зрительного) восприятия произведений изобразительного искусства

Comments

Popular posts from this blog

Pablo Picasso - Nature morte

gulp - world's largest stop motion animation

Paul Cézanne - Ferme en Normandie, été (Hattenville)